Разделение цветов на тёплые и холодные в известной мере условно — чем ближе цвет к границе верхнего (тёплого) и нижнего (холодного) полукругов, тем с меньшей уверенностью можно отнести его к тёплым или холодным. Тем не менее выраженно тёплые цвета (жёлтый, красный) обладают некими общими свойствами, отличающими их от выраженно холодных цветов (синего и голубого). Принято считать, что тёплая окраска приближает объект, делает его визуально больше и активнее, привлекает к нему внимание, тогда как холодный цвет отдаляет, успокаивает, переводит объект на задний план композиции.
Чистые насыщенные тона цветового круга могут быть интересны с исследовательской точки зрения, но для дизайнера большинство из них представляются заезженными, избитыми — слишком часто эти «цвета по умолчанию» мелькают на компьютерном экране. Ими можно пользоваться для второстепенных, отделочных нужд, но построить интересную цветовую композицию на основе одного из этих слишком пластмассовых цветов вряд ли возможно. Вы должны приучать себя к активному варьированию всех компонентов цвета в поисках оригинальных, неочевидных оттенков.
Так, варьирование яркости и насыщенности чисто синего цвета (самый низ круга), достаточно банального самого по себе, откроет вам целую гамму мрачно–синих, холодно–серых и снежно–белых тонов. Цвета этой «зоны вечной мерзлоты» идеально передают ощущение кристальной чистоты и ледяного спокойствия без малейшего намёка на огонь или присутствие живих существ.
Примерно посередине между синим и голубым лежит цвет, тёмная слабонасыщенная (почти серая) вариация которого даёт наилучшую имитацию металлической (стальной, алюминиевой) поверхности. Сам голубой, если его затемнить при сохранении насыщенности, превращается в изумительной красоты сине–зелёный цвет — цвет водорослей и морских глубин.
По мере приближения тёплого полукруга цвета оживают, начинают буйно цвести и плодоносить. Затемнённый, но насыщенный зелёный из самой середины зелёного участка круга — это цвет джунглей, мощный и неистовый; пожалуй, ни в каком другом цвете само понятие «насыщенности» не выражено столь чисто, без малейшей примеси прохлады или иссушенности. К сожалению, сделать этот цвет слишком тёмным вам не удастся — дальнейшее затемнение сделает его пыльным, похожим на листву у обочины дороги. А по мере приближения жёлтого цвет становится всё более болотным, гнилостным, гиблым, — здесь лежит цвет хаки, защитный цвет военных мундиров.
Жёлтый цвет тоже по–своему уникален. Самый светлый из всех цветов спектра, как палящее солнце сияет он над цветовым ландшафтом, но лучше и не пытайтесь понизить его яркость или насыщенность — он сразу превратится либо в грязно–серый, либо в болотно–зелёный. В отличае от голубого (другого промежуточного цвета), «тёмно–жёлтый» может дать вам новые цветовые впечатления только в непосредственной близости от исходной точки максимальной яркости и насыщенности.
Только достаточно далеко углубившись в красную область, можно избавиться от неприятного болотного оттенка, вылезающег при понижении насыщенности цвета. Чистый красный, как известно, — цвет тревоги и возбуждения, однако его более тёмные и разбавленные оттенки — коричневй, охряной, тёпло–серый — действуют успокаивающе, ассоциируясь с древностью, благородством, возделанностью (кирпич, дерево, золото, пожелтевшие страницы книг). В этой же желтовато–красной области лежит цвет человеческой кожи (хотя тот цвет, что обычно называют «розовым», расположен гораздо ближе к фиолетовому). Здесь же уместно заметить, что, хотя цветовой охват компьютерного экрана достаточно широк, некоторый «натуральные» цвета из него всё же выпадают — так, ярко–оранжевый, «апельсиновый» цвет, который должен быть где–то между жёлтым и красным, на экране можо воспроизвести лишь весьма приблизительно.
Наконец, красное закатное небо начинает переходить в холодную синеву ночи. Однако на стыке красного и синего расположен цвет, которого вы никогда не увидите на небе. Все цвета по–своему уникальны, но фиолетовый, пожалуй, саымй удивительный из всех. Он редко встречается в природе и почти отсутствует в солнечномм спектре. Именно здесь проходит тот шов, которым линейный цветовой спектр замыкается в круг, — иными словами, чистому фиолетовому цвету не соответствует никакой длины волны. Этот цвет — абстракция, результат искусственного смешения. И смешение это очевидно даже для нетренированного глаза: согласитесь, мало кто знает, что жёлтый можно получить смешением красного и зелёного, тогда как тот факт, что фиолетовый состоит из синего и красного, известен любому ребёнку. Понятно, что такой цвет не может не быть особенным, необъяснимо притягатеьным для одних и отталкивающим для других. Некоторые утверждают, что пристрастие к фиолетовым тонам отражает «мистический строй души»… |