Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Казачество
Ролевые игры в Беларуси > Общетематические форумы > О том , о сём
Белорус
Интересно ваше отношение к казачеству. И нынешнему, и прошлому. Высказывайтесь.
Long
Нынешнеее чисто субъективно вызывает ощущение фарса, а прошлое в прошлом
Drungary
Меня восхищают современные казачки шашками и нагайками. Особенно питерские и московские. Еврейского происхождения. Паноптикум.

О современном казачестве, как социуме говорить пока не возьмусь. Вроде родовые связи и традиции где-то остались (по дальней родне сужу). Но... остались ли?
А условия для формирования... Ну пограничье есть.
Heruer
А чё-хорошая идея. Посадить на границе кучу ээээ лихих ребят, воорожить, идеологически подковать так, чтобы они были головной болью для соседей, а не для тебя и можно дешево было решить проблему охраны границы. Это я о прошлом. Негативно. Крайне негативно.
Razor
Прошлое - достойно. Нынешнее - фарс и пижонство. Чечня это показала.
Drungary
Razor

На самом деле возможно. Именно в регионах типа Чечни и ее пограничья. Но это должно быть традиционное хозяйство (а значит и традиционные социальные связи - род, семья) + экономическая политика государства по отношению к поселенным + мощнейшая идеология. И вооружение. Это не для плиралистичного индустриального государства. Хотя кое-кто говорит, что переход к постиндустриализму означает возрождение традиционных ценностей и связей - "доменное общество" это самое и есть.
Жак
Лично я против традиционализма и патриархализма, но если людям нравится между собой так жить - ничего плохого в этом не вижу. Притом, мне довольно импонирует Запорожская Сечь и вообще казачья вольница: у царей выбили особый статус, с оккупантами всегда боролись, на Дону и юге Украины постоянно восставали, и весьма успешно, против тирании большевиков.
Но сегодня порой до маразма доходит: запретить 8 марта только потому, что Клара Цеткин и Роза Люксембург к этому руку приложили. А как же те чувства и надежды, которые питают к этому празднику современные женщины?
Konan
Чё-то не вижу тут философско-религиозных вещей. Тема перенесена.
Heruer
2Жак
А вот мне как потомку шляхты Запорожская Сечь ненавистна по вышеизложенным соображениям.
Leinor
Современное казачество - это такая ролевая игра. Если правильно придумаешь "легенду" персонажа и мастер (называется "атаман") согласиться взять тебя в команду, то у тебя будет возможность покататься на лошадках, помахать шашкой, походить в смешной одежде и фуражке и покричать о "Любо, любо, любо!!!" smile.gif Игра такая популярная, что в нее даже стали играть в Беларуси... smile.gif Главное - не заиграться...

А в целом согласен с Рэзором.
Белорус
Да, есть пижонство и фарс. Но, многие казаки верят в то, что делают. Они не бездействуют, а предпринимают все, что возможно в данное время. Знаю, т.к. общаюсь с ними.
Тяжело на первых порах возродить то, что старательно уничтожалось на протяжении многих лет.
А проблемы и трудности будут. И будут провокации, т.к. как огня боятся наши враги, и не просто боятся, а леденеют от ужаса при одной только мысли о том, что казачество возродится в былом величии.
Drungary
Белорус

Какое именно величие имеется в виду?
Heruer
А оно уже возродилось. Мне российские братки ой как напоминают казаков. Вот только не на границе. И в церковь ходят, что характерно... Вот сериал "Бригада" - чем не казаки? Славные ребята...
Ладно. Стебусь. Злобно, но стебусь. Ну не люблю я криминал, а эти пограничные войска, хоть убейте - криминал.
Drungary
Heruer

А так всегда было. Это ж война типа Чингачгука. Каждый хорош на своем месте.

А братки... Ну они пограничное явление. Только во времени. Как те викинги, только не вдаль от своих берегов ходили, а у себя шуруют. Волки которые рядом с норой охотятся.
Белорус
Drungary, почитай книгу (не помню чью, узнаю напишу здесь) "За други своя или все о казачестве". Там ясно говорится о казачестве, о его роли, принципах.
Ты спросил о величии. Не понимаю я твоего вопроса (может мал еще smile.gif). Разве ты отрицаешь, что казачество сыграло огромную роль в истории Российской Империи? Что оно было силой, которую боялись, с которой считались враги, которую изо всех сил уничтожали ленины, троцкие и т.п.
Drungary
Белорус
"Там ясно говорится о казачестве, о его роли, принципах." Мда. Основные принципы: урвать что плохо лежит (за что и боялись казаков французы - за умение находить слабые места в охране тылов, за ловкость перехвата фуражных команд, за умение отколоть от рядов и ободрать одинокого солдата), "пока жареный петух не клюнет" - воевали с красными только за свое кровное.

"Разве ты отрицаешь, что казачество сыграло огромную роль в истории Российской Империи? Что оно было силой, которую боялись, с которой считались враги, которую изо всех сил уничтожали ленины, троцкие и т.п."
Ну ленины и т.п. уничтожали не только казачество. А огромная роль казачества? Это точно - во всех смутах они активно участвовали на стороне каждой силы.
Johnny B. Goode
Белорус, если интересуешься всерьёз, так у меня найдётся почитать. Только в основном серьёзных статей и книг, а не воплей на тему "какие мы классные".
Helja
Heruer
Цитата
А вот мне как потомку шляхты Запорожская Сечь ненавистна по вышеизложенным соображениям.

Ну я наполовину казачка. Я же не страдаю ненужным расизимом. Джонни, кстати, тоже, хотя наши предки вполне могли в теории рубать друг дружку нещадно! wink.gif
Нынешнее казачество - не фарс. Это, ИМХО, нормальное развитие менталитета и мировоззрения с учётом изменяющейся реальности. Конечно, подобные вещи в нашем "цивилизованном" обществе, мягко говоря, наивна и безосновательна. К тому же, гобули есть везде. Пример: Ordo Temple Bores. Да, Дима Нестюк - позорный барыга, как и большинство орденцев (особенно девушек). Но есть и идейные тамплиеры! Лично знаю нескольких.

А вообще, на сегодняшний день, ИМХО, имеет смысл рассматривать т.н. "романтическое казачество", равно как мы рассматриваем "романтическое средневековье". smile.gif
Razor
Цитата
Нынешнее казачество - не фарс

После Буденновска казаки на своей сходке вынесли решение отплатить 10 чеченами за каждого убитого. Где головы?
Johnny B. Goode
Отлично, Рэзор. Прямо в глаз smile.gif
Heruer
2Хельга. Я в этом теме возникаю по одной простой причине: я очень против любых проявлений русификации в Беларуси. казачество - одна из очень действенных форм.Увы.
Жак
2 Heruer
Как-то про шляхту ты зря залепил, это ж не аргумент для человека разумного. Хель правильно сказала, что для нас актуально говорить о романтическом средневековье как и о других культурных системах. Мне реально нравится казачий незалежницкий дух, но иллюзий по их поводу я не питаю. Известно, что в царской России они служили в качестве карательных войск, а незалежницкий дух дальше своих земель не выходил. Между прочим, до прихода красных на Дон(и другие казачьи области) среди казаков красных и сочувствующих хватало. Кроме того, в первой красной кавалерии до 40% составляли пленные донцы из потрепанного корпуса Мамонтова. Так что, Белорус, советую не смешивать романтику с реальностью. Ты наверняка восхищаешься русским офицерством? А вкурсе ли ты, что в первом Ледовом Походе участвовало всего около 3.5 тыс. белых(далеко не все офицеры), а в это время в Новочеркасске находилось не менее 15.000 офицеров самых разных родов войск. Так красные выйграли Войну, или белые ее про...играли?
Helja
Razor
Johnny B. Goode
Я ж не говорю, что всё умно, и нынешнее казачество - просто рулез неописуемый, мудрее просто не бывает.
Цитата
Это, ИМХО, нормальное развитие менталитета и мировоззрения с учётом изменяющейся реальности.

А вот прогресс это или деградация - вопрос третий.

Heruer
Цитата
Я в этом теме возникаю по одной простой причине: я очень против любых проявлений русификации в Беларуси. казачество - одна из очень действенных форм.Увы.

Отвечаю опять же своей цитатой.
Цитата
А вообще, на сегодняшний день, ИМХО, имеет смысл рассматривать т.н. "романтическое казачество", равно как мы рассматриваем "романтическое средневековье".

А не как способ русификации. Кстати, высказывание как-то дико звучит. Может, это я такая тёмная и не обладаю последними сведениями?

*Господа, может начнём внимательно слушать друг друга?*

Добавлено @ [mergetime]1082040891[/mergetime]
Пардон, забыла.
2Хэруэр.
На форуме есть ник "Хельга", так что во избежание путаницы, я нижайше просила называть меня так как написано. Ежели хочется с особыми почестями - Хель ван Кристэн. wink.gif
Irokez
В пятницу у нас в Гомеле казаки держали "казачье слово"- это присяга такая у них. Было довольно красиво, церемония проходила у собора Петра и Павла.
Я раньше и не знал, что они у нас есть.
Потом мне человек рассказал, что казаки обращались в УВД с инициативой попатрулирвать наши улицы, но им мягко отказали...
Drungary
При Царе, то казачки не горели желанием патрулировать улицы. Только по обязанности. А нынешние так и рвуться в полицаи.
Twoface
Предам лишь мои субъективные ощущения от беседы с 3-мя современными казаками в прошлом году на реконструкции переправы у Березины.
1. Это люди плохо знающие историю, как Беларуси так и мировую. А некоторые её части в их представления искаженны до предела.
2. Это тщеславные люди стремяиеся к красивим завниям и псевдо наградам. (Чего стоил 18 летний подполковник!!! , я уже не помню их точного звания, но как он мне сказал соответсвующее воинскому).
3. Люди очень стремятся во власть и навязывать свои ценности. А они, на мой вкус, слишком уж консервативные.

Вообщем.
Есть люди серьтёзно занимающиеся историей движения и возраждающие традиции. - Это скорее в России. А у нас это скорее фарс.

История, реконструкция - это всё супер! Я сам занимаюсь реконструкцией. Но вот патрули с милицией - это уже скорее 30-е годы в Германии. тогда тоже штурмовики ходили, помогали нводить порядок.
Irokez
А че? Прикольно...Молодые, красивые, на конях, в папахах - на радость иностранным туристам...
Только в ножны им надо не шашки влаживать, а так... что-нибудь...
А то ведь рубанут невзначай какого-нибудь нарушителя ради пущего форсу - потом дырку не запломбируешь...
И совочки им надо дать - чтоб подгребали за кониками, а то ,ведь, кони в яблоках - оно красиво, а асфальт в "яблоках" не очень.
Вот на таких условиях хай бы сабе ездили. wink.gif
Можно еще номерные знаки на лошадь.
Leinor
Вопрос к знающим: Насколько соответствует появление казачества в Беларуси истории??? Встречал упоминания казачества украинского и российского, но вот про белорусское... что-то не припомню.
Белорус
Leinor, очень даже соответствует. История белорусского казачества - с середины 17 века. Не помню точную дату. До этого в Беларуси размещались отдельные полки Запорожского Казачьего Войска.
Twoface
Цитата (Белорус @ Вчера в 23:50 )
Leinor, очень даже соответствует. История белорусского казачества - с середины 17 века. Не помню точную дату. До этого в Беларуси размещались отдельные полки Запорожского Казачьего Войска.

Ну ну! Очень весомый аргумент!
Для справки. Кроме казаков на территории ВКЛ, РП, СЗ края, ЛИТ-БЕЛ, БССР, РБ, "размещались": полки и дивизии тевтонцев, шведов, поляков, русских, французов, немцев, опять русских, опять немцев (а с ними и батальён итальянцев). И в довершении сейчас в РБ есть Российские военные базы.

Так это что получается можно всерьёз говорить о белорусских рейтарах или берсольерах или может о кирасирах?
Ларош
Twoface
Двумя руками за. За беорусские кирасирские полки, например. Или за рейтар. Или за берсольеров.

Гм... Белорус. на тот момент это не В Беларуси. Это НА ТЕРРИТОРИИ нынешней Беларуси.
Белорус
Леший, территория, Беларусь, Белоруссия... Я не разбираю это. Я здесь живу. И думаю, что народ наш был нашим народом, независимо от того, где он жил, в Беларуси или на ее территории. Ну если уж ты настаиваешь...
Twoface,
был вопрос, я ответил. Не надо утрировать. БЫЛИ КАЗАКИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ! И ничего не сделать уже! Никому! Кто бы ни хотел! Это наша история. И воспринимается мной кзачество в Беларуси очень даже положительно.
Ларош
Белорус
На территории современной Беларуси были в том числе и оккупанты. Мне их тоже положительно воспринимать только потому, что они здесь были?
Stalker
Белорус
Ты тут, наверное еще со времен ВКЛ живешь, раз не разбираешь разницу между ВКЛ, Беларусью, БССр имено по рпричине "живу я тут".
МОлодой человек, историю - ее учить надо. Желательно по учебникам, желательно по нескольким. Да таким. чтоб были умными людьми написанны - с историческим образованием. А попытки агрументировать свою точку зрения ссылками на откровеное folk-history, которое я у вас уже не первый раз наблюдаю - это просто как то... несерьезно. Я понимаю, что для подростка 16 лет может появиться непререкаемый авторитет, а юношеский максимализм толкает спорить со всем подряд. Но может все-таки стоит задуматься? Может это не "вся рота шагает не в ногу, а один старший прапорщий Белорус в ногу"? Советую почитать предлагаемые уважаемым Джонни материалы и задуматься.
Белорус

Stalker, про роты только не надо...
Может быть на ЭТОМ форуме рота немного не та... Не моя по идиологическим взглядам. Захожу на форумы тут бая - там вообще жуть, особенно если что-либо про Россию написано или про президента.
НО... Я в нормальной жизни, когда я общаюсь с людьми - меня не называют неграмотным малолетним небелорусом, а даже положительно относятся к тому, что я говорю.
Так может это не я шагаю не в ногу?
А вообще -
ЗАЯВЛЯЮ, ЧТО ПРЕКРАЩАЮ БЕСПОЛЕЗНЫЕ СПОРЫ НА ЭТОМ ФОРУМЕ. Толку трепать языком, только ради того, чтоб поспорить...
Stalker
Белорус
ПОложительность отношения зависит от позиции людей. которым ты это говоришь. Мне глубоко индифферентны твои взгляды, но те аргументы, которые ты приводишь, с точки зрения истории ошибочны. И речь идет не только о казачестве. И даже не только об этом форуме. Пойми, соими явно пророссийскими взглядами ты задеваешь многих, а бескомпромисностью и попытками отвечать штампами вроде "Святая Русь - наша общая родина" или "пПравославие - истинная вера", ты еще и нстраиваешь несогласных собеседников против себя. Штампы никого не украшали. Постарайся аргументировать свою точку зрения, и тебя никто не станет называть "малолетним небелорусом". Хотя не исключено - как-нить по другому назовутwink.gif
Ларош
Сталкер, мне не так далеко за 16 smile.gif. Так вот не может и не толкает smile.gif.

Белорус, никто и не считает вас неграмотным. Просто вам советуют внимательнее относиться к источникам, изучать, смотреть на агрументацию, сопоставлять, делать выводы и плавно кристаллизовать свое собственное, крепко аргументированное мнение. Не всегда стоит верить аргументам отдельных книг - хотя бы потому, что нацизм был весьма четко аргументирован. Для примера - обратитесь к Фоменко. Упаси вас кто угодно ему верить, но просто проанализируйте. Поймете, до какого маразма могут доходить вроде бы серьезные теории.

А с казачеством - это вы бросьте. Как минимум пока не разберетесь в ситуации до уровня недопускания таких ляпов как тот, за который мы нынче зацепились.

Извините, если кого задел.
Helja
Мда... И ничего не скажешь... Со Сталкером и Лешим согласна. Казачество чуждо белорусскому менталитету. Его тут и не было никогда. НО. Никто не запрещает этот менталитет и материальную культуру реконструировать. Почему вы считаете нормой, когда некий Вася Пупкин присваивает себе титул, скажем, герцога Анжуйского, бьёт аутентичными рогами в свою могучую аутентично одетую в аутентичную шмотку грудь и орёт, что он и есть герцог. Не меньше. А на фестах вы были? А мало там таких, которые не просто рот раскрывают, но и на конкурс костюма в занавеске вылазят?
Это к слово.
А вообще, защищая казачество, я 1) следовала патриотизму, 2) имела в виду донское казачество, к коему мой патриотизм и относится. wink.gif
Drungary
А таки были на территории ВКЛ 17 в. реестровые казачки. А насчет самочинных. Ну где их только не было.
Irokez
Читал я про мужичков, проживавших на территории современной Беларуси,
которые брали в руки топорики, и со словами "Пойду казаковать" выходили на дорогу грабить. Нету у меня никакой менталитетной тяги ни к какому вообще казачеству...
Stalker
Хель
Угу, есть еще дядьки тевтоны, которые ползают по фестам и орут, что всех славян надо резатьwink.gif
Речь не о "реконструкции" идет, а о том, что люди пытаются выдать желаеме за дествительное и заниматься "реконструкцией белорусского казачества", что есть нонсенс.
Helja
Stalker
А я спорила? Реконструкция казачества - да. Но Белорусского???!!!
Я говорю только, что не стоит судить о данном явлении по некоторым деятелям, реконструирующим "белорусское казачество".
Leinor
Давайте определимся: мы говорим об отношении к казачеству вообще или к белорусскому казачеству?

Мое отношение:
1) к казачеству российскому отношусь спокойно (чем бы дитя не тешилось, лишь бы руки поверх одеяла держало), пока они в России - пусть шашками машут, шапки смешные носят и атаманами зовутся;
2) казачество белорусское вызывает раздражение и негативные эмоции, так как пропагандирует российские имперские интересы, ту самую пресловутую "Русь Православную" и т.п. ересь.
Drungary
Leinor
Хе-хе. А мне русскому империалисту и православному христианину они тож не нравятся. Из-за того что ТАК "пропагандируют" российские имперские интересы и ту самую Русь православную - несут всяческую ересь, вместо того что есть и было.
CAMOBAP
Белорус
А если о нашем казачестве по подробнее ?
З.Ы.Начнем возраждение казачества с ликвидации Нади Бабкиной ! wink.gif
Белорус
История казачества белорусского.



Датой
рождения белорусского казачества следует
считать 22 июля 1654 г., когда  православный шляхтич Константин
Юрьевич Поклонский вместе со своими
спутниками (4 шляхтича и 4 мещанина) и их
слугами прибыли к царю. Алексеи Михай­лович
принял его милостиво, пожаловал 40 соболей и
50 рублей , а так же чин полковника и
разрешение организовать полк, в который
набирать «шляхту и всяких служащих людей..." Шла
война, по приказу Гетмана Богдана
Хмельницкого на территории Белоруссии
находился 20 тысячный казацкий корпус
Золаторенко. Поклонский
считал, что на Белоруссии должно быть
создано свое самостоятельное белорусское
казачество, подчиненное не Хмельницкому, а
через него, Поклонского, непосредственно
царю. Первый
крупный успех Поклонский имел в городе
Чаусы, добровольно перешедшем к русским 6
августа. После присяги Поклонский «тех
чаусовцев и сельских крестьян переписав и
собрав войска пеших 800 че­ловек». Через
несколько дней в его полку уже было около 1000
пеших с бердышами и рогатинами и с пищалями,
да конных со сто человек». После
сдачи Могилева (24 августа) весь Могилевский
уезд был передан Поклонскому. Это
значительно подняло авторитет полковника у
местного населения и превратило уезд в
сферу его влияния. Командный
состав для своего полка комплектовался из
шляхты, иногда даже польской. Так, одним из
сотников был шляхтич Яковинский,принявший православие. На
основании царской грамоты Поклонскому,
данной 28 декабря 1654 г., и других актов полк
был организован на казацкий манер. Кроме
полковника, существовала еще полковая
старшина: полковой судья, полковой есаул,
полковой знаменосец, полковой священник.
Полк делился на сотни. Часть
казаков жила по своим дворам в Могилевском
уезде, а остальные, не имевшие оседлости,
были расположены для прокормления по
еврейским дворам в трех уездах —
Головчинском, Белыницком и Тетеринском.
Казаки Белорусского полка получили из
царской казны не жалованье, а лишь содержание натурой, причем если не имели
своих хозяйств. В одном из писем они
сообщают об этом: «Мы из казны денег не
емлем, только головы за честь и за хлеб
полагаем». Могилевский
уезд, был сферой Белорусского полка,
приближавшейся к полковому положению на
Украине. К концу 1654 г. в нём было 4 тыс.
человек. Полк
принимал участие во всех военных операциях.
По приказанию царя он был послан под
Борисов и Минск с задачей не пропускать
польские войска за Березину, однако был
оттеснен оттуда прорвавшимися к Могилеву
поляками. Зимой 1654 г.
началось контрнаступление Радзивилла,
Поклонский стал усиленно добиваться новых
пожалований себе и своим командирам. Правительство скупо ответило на эти
просьбы, чем вызвало разочарование
шляхтичей. Об этом стало известно
Радзивиллу, и он начал посылать «прелестные»
письма. Правда, позже, в январе 1655 г., когда
положение на фронте ухудшилось, царь
удовлетворил просьбы Поклонского, но уже
было поздно. 3 февраля войска Радзивилла
подошли к Могилеву, а в ночь с 5 на 6 февраля
Поклонский изменил своему народу и
русскому правительству и с частью мещан,
шляхты и несколькими казаками своего полка
перешел на сторону Польши, чем помог
Радзивиллу изнутри овладеть внешней частью Могилева - Большим городом. Защитники
Могилева отступили в цитадель, так
называемый Малый город, и здесь отражали
нападение поляков до 1 мая 1655 г. Поход
войск Золотаренко под Могилев, в силу чего
Радзивилл вынужден был снять осаду и уйти
за Березину, значительно увеличили влияние наказного гетмана на белорусские дела и
развитие казачества. Среди
защитников Малого города были белорусские
казаки, к ним Поклонский и Радзивилл писали
специально «прелестные» письма. В одном из
них Поклонский пишет: «Панн Павле (наверно,
Окуркович, новый полковник) и все казаки полку моего!». Полк белорусских казаков
продолжал существовать и после измены
Поклонского. В
июле 1965 г. полк стоял в Чаусах и двух
войтовствах Могилевского уезда, служивших
базой, во главе с наказным полковником Матвеем Старинским. В состав территории
кого полка входили еще города Чериков и
Пропойск с окружающими селами. После Матвея
Старинского «чаусовским» полковником был К.
Дяченко. Комплектование
казацких полков шло за счет белорусского
населения. Поредевший за зиму корпус
Золотаренко в середине июня вновь достиг 20 тыс. человек, где белорусы составляли
добрую половину казацкого корпуса,
двинувшегося освобождать центральную и
западную Белоруссию. Эта миссия была ими с
честью выполнена. К осени казаки вышли на
Неман и Западный Буг. В
1656 г. белорусский полк в составе Войска
Запорожского значительно расширил свою
территорию и приобрел характер, близкий к
украинским полковым единицам, он состоял из
19 сотен, многие из которых имели не
территориальный, а гарнизонный характер.(стояли
постоем) В состав
территории Белорусского полка теперь
входил не только Могилевский уезд - его
исходная база, но и целый ряд новых волостей
и войтовств. В одних из них зимой 1654 - 1655 гг.
они лишь брали приставство, другие были
тогда под управлением Золотаренко, а
некоторые  присоединились
позже. В 1656г. целых три могилевские сотни,
базировались в Могилеве и пригородах. До
нас дошли фамилии сотников, подписавших в
1656 году на жалобу царю: «Корней Ондреев,
сотник Чаускии; Петр Прядчен. сотник
Могилевский; Василь Иванов Сулим, сотник
Могилсвский; Александро Козловский, сотник
Горский; Харитон Жуковский, сотник; Василь
Дроздснко, сотник Заболоцкий; Петр
Василевич, сотник Городенский; Кузьма,
сотник Акулинский; Андрей Конюшевский,
сотник Гроденский; Иван Войтехов, сотник
Святозерский; Игнат Слиский, сотник; Яцко
Офонасьев, сотник Улановский; Кондрат
Прокопов, сотник Рагозинский; Дмитрей
Офонасьев, сотник Белявицкий; Гаврило Шмойленко, сотник Черековский, Вербеский и
Пропойский; Гелияш Зазерский, сотник
Чечерский; Сергей Проневский, сотник
Меженский и Смоленский; сотник Хоритон
Зубов». Прокормление
полк в январе 1657 г. имел из двух войтовств:
Благовидского и Путковского, на которые
имел царские грамоты. После сдачи Старого Быхова, Белорусский (Чаусовский) полк стал
пользоваться еще и доходами Осоветского
войтовства. В этих войтовствах казаки
ликвидировали шляхетские поместья, а таким
образом и повинности на шляхту.
Государственные повинности в своих
войтовствах полк брал также в свою пользу. Белорусы
- казаки, имевшие земельные наделы, не
платили никому никаких налогов и не
выполняли повинностей. Все это шло им «на
прокормление» за военную службу. Такие
казаки для укрепления своего хозяйства
захватывали пустые волоки, которых и это
время появилось немало. Белорусские
крестьяне и мещанская беднота. Поступив в
полк, кормилась за счет доходов полка или
приставством, а так же садиться на пустые волоки или пашню.
Казаки считали себя
государевыми служилыми людьми. Все они
пользовались правом варить для себя
хмельные напитки и широко практиковали это
не только для себя, но и для продажи
населению. Судились
казаки своим полковым судом, имевшим право
выносить даже смертные приговоры. Это свое
право полк упорно защищал от посягательств царских воевод с первого дня своего
существования до ликвидации.
В 1656 г. закончилась война
России с Польшей. Русское правительство
обеспокоенное военными успехами Швеции в
Польше, начало с ней войну. Казацкий
плацдарм в Белоруссии получил значительные
размеры и грозил превратиться на
длительное время в фактор воздействия на
белорусские дела, казачество сильно мешало
царскому правительству в проведении им в
Белоруссии крепостнической политики. Процесс
вытеснения казаков из Белоруссии шел
разными путями. Сильный удар по казакам в
Белоруссии был нанесен уже после смерти
Богдана Хмельницкого, в августе 1657 г.
Царское правительство без консультации с
гетманом приказало своим воеводам
вытеснить казаков из Белоруссии и одновременно выделить из их состава
местное белорусское население, оставив его
дома. Полковой
администрации было крепко-накрепко
наказано никого больше в казаки не писать. В
августе  1657 г. воеводы оршанский, борисовский, мстиславский, шкловский, кописский и
минский, царские ратные люди в полном
военном снаряжении двинулись на села, в
которых стояли постоем и жили дворовые
казаки. У них отбирают деревни, «з домов
насильством выгоняют и подданья (податей)
из них, як з мужиков требуют, чюприны (хохлы)
режуть». В
начале 1658 г. царское правительство
потребовало от гетмана, чтобы казаки
очистили Быхов и ушли в "черкасские
городы... Да и в Чаусах полковнику быти не у
чего..". Грамота
еще раз совершенно ясно подтверждает, что
Белорусский (Чаусовский) полк был
самостоятельной полковой административно-военной единицей, не подчинявшейся воеводам и
состоявшей из местных казаков  белорусов. 17
октября 1659 г. на Раде воеводы от имени царя
предложили, а Рада приняла, 18 статей. 6-я
и 15-я из новых статей касались казачества в
Белоруссии. По 6-й статье; «На Белой Росии
ныне и впредь залогам черкасским не Сыть». Кто
же из казаков белорусских, старо-быховских
и чаусовских назовется «Войском
Запорожским», тех выслать с их пожитками в «Черкасские городы». Согласно
15-й статье, гетман должен вывести казаков на
Запорожье. Эти
переяславские статьи можно считать концом
белорусского казачества, концом истории совместной борьбы трех
братских народов за освобождение от
социального, национального и религиозного
гнета. Конец попытки белорусского народа
пойти по демократическому пути развития.
Но
белорусы казаки продолжали служить державе.
Неслучайно знаменитый герой Н.В.Гоголя
носил белорускую фамилию Бульба ,а не
украинскую Барабуля и Картопля.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.