![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Erkhil |
![]()
Сообщение
#1
|
Посвященный ![]() Приключенец ![]() |
Прошу извинить меня, если я открыл эту тему "не по адресу" (я имею в виду пофорум), но мне кажется, что здесь ее прочитает наибольшее количество человек.
Собственно, меня давно интересовал этот вопрос - хотелось бы услышать и ваше мнение. Что такое честь? Что такое честь лично для вас? Насколько, по вашему мнению, это понятие подходит к современному миру вообще и к отдельным субкультурам в частности (к примеру, к тем же ролевикам и реконструкторам)? Как много человек следует этому понятию (без переходов на личности, пожалуйста)? |
![]() ![]() |
Johnny B. Goode |
![]()
Сообщение
#41
|
Red Devil ![]() Приключенец ![]() |
Венедикт, закон безнравственным быть не может, поскольку, это формализация запретительных правил этоса. То есть это выражение общественной морали.
Под "неприемлимостью для коллективного восприятия" разумеется то, что человек не в состоянии оценить адекватно нравственность/ЧЕСТность поступков другого, поскольку чужая душа - потёмки. И по крайней мере это будет сделано со своей колокольни. Соответственно, сложно поощрять. И здесь ИМХО прав Лэйнор. |
Heruer |
![]()
Сообщение
#42
|
||
Blackstone ![]() Модератор ![]() |
Закон, Джонни, это акт Парламента. И что именно он содержит зависит от законодателя, хотя в идеале он ДОЛЖЕН быть нравственным, на практике он таковым может и не быть. Проблеме соотношения права и морали посвящено дофига работ. Я не хочу разводить дискуссию на эту тему. Право подлежит моральной оценке. И не всегда ее выдерживает. Добавлено: Джонни, я стараюсь оценивать не со своей колокольни, а с "кодекса чести, ", выработанного веками. |
||
Johnny B. Goode |
![]()
Сообщение
#43
|
Red Devil ![]() Приключенец ![]() |
Прошу прощения за описку - следовало сказать, что закон не может быть не безнравственным, а аморальным.
Формирование закона зависит от конкретных людей, я не спорю, однако при этом он совершенно впрямую определяется общественной моралью. Одно другого не исключает. И, поскольку он ей должен соответствовать по определению, он морален. Вот нравственен ли он, это, конечно вопрос. |
Leinor |
![]()
Сообщение
#44
|
||
Адепт ![]() Приключенец ![]() |
Не совсем понял - это какой кодекс? Чей? Кем выработан? В каком регионе? |
||
Heruer |
![]()
Сообщение
#45
|
Blackstone ![]() Модератор ![]() |
2Джонни.
Уффф, знаете сколько диссератций в 90х по этой теме???? Ну да ладно. Если хотите почитайте проф. Дробязко - крупнейший специалист в этой области у нас, проф. Нерсесянц - в России. Я - пас. Меня эта проблема заботит краем. 2Лайн. Вам Джонни процитировать. Он в этой теме много говорит о неком общественном продукте ![]() И вообще. Никто мне не запретит сказать о человеке: Он лжет. Он сплетничает. Он допускает клевету. Он заискивает. Он сознательно унижает других И много чего еще. И если это правда то это можно оценить как с личной колокольни, так и с общественной. 2Все. Г-дам индивидуалистам, которые полагают, что последнее слово за личной моралью, которую почему-то называют совестью и нравственностью предлагаю отказаться от употребления слова "общественный". |
Leinor |
![]()
Сообщение
#46
|
Адепт ![]() Приключенец ![]() |
Heruer, меня интересует именно тот кодекс чести, которым руководствуешься Ты.
|
Heruer |
![]()
Сообщение
#47
|
Blackstone ![]() Модератор ![]() |
Наверное, он основан на том, что мне в детстве начали говорить, поясняя, что так говорят всем:
обманывать нехорошо хамить нехорошо бить первым просто так нехорошо дружить хорошо помогать слабым хорошо и т.д. А тебя в детстве иначе воспитывали? Добавлено: Еще немного в осознанном возрасте для себя добавил, ну, например... вот отсюда: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Коринфянам 6: 9-10). Но это уже лично я, и, мэа кульпа, не все ![]() Добавлено: Сюда же: Субъективно, для меня, например, мораль наполнена не абстрактным и условным содержанием, а живым - так же, как не абстрактна и не условна моя душа. Но общественная мораль - условна и абстрактна. Тем не менее, она выполняет для общества ту же функцию, что и моя личная мораль для меня: отличает человеческое сообщество от стаи, своры или стада. При всей своей декларативности и при всем разнообразии форм, общественная мораль играет значительную роль. Но если общая мораль - понятие абстрактное, то общественная совесть совсем нет. Те неприемлемые для установок общественной морали действия или бездействия, которые не подпадают под статьи уголовных и гражданских кодексов, наказуемы или поощряемы именно общественной совестью (средства массовой информации, "что люди скажут?", другое - то, что называется в совокупности общественным мнением) |
Leinor |
![]()
Сообщение
#48
|
||
Адепт ![]() Приключенец ![]() |
А-а-а-а... Так ты об этом...
Просто для меня "кодекс чести" - это нечто более конкретизированное. Это некий свод правил, пусть и основанный на общечеловеческих ценностях, в котором я сам определил наказания и поощрения за свои собственные поступки. А то, что приводишь ты, это, скорее, подпадает под определение морали. А вот это было напрасно:
![]() Сообщение отредактировал Leinor - Вторник, 2-oe Декабря 2003, 20:00 |
||
Johnny B. Goode |
![]()
Сообщение
#49
|
Red Devil ![]() Приключенец ![]() |
Херуэр, о какой теме диссертаций Вы говорите? Я Вас не совсем понял.
Лэйнор, если я всё правильно воспринял спрашивал Вас вот о чём - Вы говорите, к примеру, что лгать - плохо. Так Вас воспитывали в детстве. Но это утверждение не универсальный принцип морали - их вообще не бывает универсальных. Я легко могу вообразить ситуацию, когда этот поступок будет оценен окружающими в массе своей позитивно, и даже могу вообразить общество, где ложь не будет считаться аморальной. Так вот отсюда вопрос - как именно соотносится Ваше представление об очень универсальном и выработанном веками кодексе чести с совершенно зыбкой вещью под названием мораль? И, формально, таки что из себя представляет этот загадочный кодекс? P.S. От морали давно пытаюсь отказаться. Как от совершенно ненужной вещи - поскольку, она зачастую мешает оценивать ситуацию. Правда, пока с переменным успехом - видимо, хорошо воспитывали. Вам тоже советую на эту штуку забить. Она не стоит ничего. Лично мне нравственность стократ важнее. |
Helja |
![]()
Сообщение
#50
|
бывшая королева-мать Франции ![]() Приключенец ![]() |
Johnny B. Goode, согласна с первой частью высказывания. Ложь, в принципе, понятие достаточно спорное в плане моральности/аморальности. Я, пардон муа, не вспомню сейчас автора учебника по теории межкультурной коммуникации (Почепцов, кжется, но боюсь соврать...), но в нём поднимался сей ворос. И я склонна согласиться с автором в том, что достаточно сложно привести ситуацию, адекватную тому или иному аспекту лжи. Как же быть с ложью во благо? Напрмер, когда медсестра говорит смертельно больному человеку, что тот будет жить, чтоб скрасить его последние дни. НО. Имеет мест ыть так же и субъективный подход к воросу: а что, если того самого больного воспитали так, что ему лучше было бы знать правду?
В общем, вопрос этот спорныйи я не думаю, что в этой теме он сколько-нибудь прояснится. |
Arhan |
![]()
Сообщение
#51
|
||
Легенда ![]() Приключенец ![]() |
Heruer
Это интересно. Вот тут бы хотелось дополнить Джонни, который считает, что мораль -- совершенно зыбкая вещь. Есть мнение, что честь -- не менее зыбкая вещь, чем мораль. Иначе не было бы в пределах одного и того же социума в одно и то же время таких разных и порой противоположных кодексов чести (честь офицера, воровская честь, девичья честь). Так что понятие универсального кодекса чести бредово по сути. |
||
Johnny B. Goode |
![]()
Сообщение
#52
|
Red Devil ![]() Приключенец ![]() |
Согласен, но причины - разные. Мораль условно-универсальна для группы людей, выбранных по ряду признаков - социальная группа, территория проживания, возраст и т.д. Но притом, если смотреть ширше, нормы морали могут быть принципиально различны при переходе от одной такой группы к другой.
Честь же, которая условно-универсальна для группы людей, выбранных по признаку ценностной шкалы и по ряду особенностей психологии (посокольку условно-универсальна для них нравственность) зыбка ровно настолько же. |
Heruer |
![]()
Сообщение
#53
|
Blackstone ![]() Модератор ![]() |
2Джонни
Я говорил о диссертациях на тему соотношения права и морали. Даже более того: соотношение законодательства, права и морали. Но это уже вааще темный юридический лес. При таком подхорде и право - почти идеальный объект (я его разделяю, но тут это ни к чему усложнять). Я не разделяю мораль и нравственность внутри своего я. 2Лайн. Это была щютка. 2Архан. Слово "воровская" и слово "честь" для меня сочетаемы, только если честь взять в ковычки. |
Johnny B. Goode |
![]()
Сообщение
#54
|
Red Devil ![]() Приключенец ![]() |
Венедикт, я Вам завидую до крайности. Насчёт совпадения морали и нравственности.
|
Heruer |
![]()
Сообщение
#55
|
Blackstone ![]() Модератор ![]() |
Джонни, я имею в виду лишь то, что в большинстве случаев я принял для себя моральные установки, привнесенные извне. И их гораздо больше, чем те, что нашел сам. И благодарен за это тем, кто меня так воспитал.
|
Johnny B. Goode |
![]()
Сообщение
#56
|
Red Devil ![]() Приключенец ![]() |
Это значит только то, что они вошли в состав Вашей персональной нравственности, Венедикт. Ведь их выполнение гарантируется тем, что Вы сами считаете их правильными?
|
Arhan |
![]()
Сообщение
#57
|
||
Легенда ![]() Приключенец ![]() |
Heruer
Это ты очень зря. Существует совершенно конкретный кодекс воровской чести, отточенный как минимум десятилетиями. Он имеет полное право на существование в своей среде, как и любой другой кодекс. Мне он, например, значительно ближе, нежели кодекс чести девичьей ![]() |
||
Erkhil |
![]()
Сообщение
#58
|
Посвященный ![]() Приключенец ![]() |
Вы неисправимы!..
![]() Хотя, похоже я стал немного разбираться. Спасибо. Немного более конкретный вопрос. Очень распространено было в горячолюбимые средние века назвать человека бесчестным. Это происходило потому, что люди оперировали заданными обществом критериями? Своими критериями? Или как? Такие вещи случаются и сейчас, в рамках того же горячолюбимого движения. Как это можно обьяснить? Возвращаясь к вопросу о индивидуальности понятия. Если говорить, что честь понятие индивидуальное, то и самый большой подлец может (и поступает) по чести, по своей чести. Если же это понятие общественное, то все мы бесчестны (идеальных нет). |
Arhan |
![]()
Сообщение
#59
|
Легенда ![]() Приключенец ![]() |
Скрестив темы двух форумов, хотелось бы обозвать честь понятием субкультурным
![]() |
Johnny B. Goode |
![]()
Сообщение
#60
|
Red Devil ![]() Приключенец ![]() |
Эрхил:
Значицца так. По поводу бесчестности - ИМХО, речь идёт, безусловно, о соответствии своим субъективным нормам. Не общественным критериям морали. Просто они далеко не всегда расходятся. Честь - понятие индивидуальное, но мне доводилось идти против неё. То есть с собственной точки зрения я поступал странно. То есть - я хочу сказть, что она не подстраивается под требования момента ![]() Ну, и потом, очень большого подлеца без сомнения назовут бесчестным другие ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: Пн 07 Июл 2025 03:51 |