Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Основы стихосложения
Ролевые игры в Беларуси > Общетематические форумы > Искусство > Литература
Винсент
В общем-то, когда от Галины Леонардовны поступило предложение создать такую тему, моей первой мыслью было: тема будет мертвой. Слишком тонкая материя для обсуждения, много условностей...
А потом, подумав и найдя в закромах своего компьютера статью Г. Апановича, решил попробовать.
Собственно, тема перед Вами. Предлагаю в ней обсуждать свои произведения, давать \ спрашивать советы, возможно - рассказывать о своих изобретениях в деле стихосложения....
В общем, ТЕМА ДЛЯ ПОЭТОВ И О НИХ. smile.gif

Статью можно скачать ниже.
Винсент
И еще чуть-чуть - интересующимся. Может, пригодится кому. smile.gif

От дилетанта-дилетантам или методы ведения войны со стихами

Простите, а Вы зачем здесь? Я же сказала - дилетантам. И дверь прикройте поплотнее, пожалуйста - у меня голос громкий. Спасибо...
Всем остальным - добрый день! Так уж случилось, что нас с вами связывает одна общая беда - мы пишем стихи. Пишем? Ну.. не знаю, как кто, а я их не пишу. Они пишут меня. И делают это публично, и порою с особой жестокостью, уже целых 2 года. Я даже до сих пор храню свое первое стихотворение - в назидание, так сказать - вот что бывает с людьми, которые вовремя не выдергивают ростки баобабов.
Итак, месяца два спустя после первого стихотворения, я поняла, что борьба бесполезна. Когда безобразие нельзя предотвратить, его надо возглавить, решила я и, вооружившись руководствами по стихосложению, начала изучать теорию. У меня неплохое, но не гуманитарное образование. Я штудировала статьи, как в свое время изучала Капитал. Именно тогда я и пообещала себе, что если я выживу в этой борьбе , то постараюсь объяснить это все человеческим языком - доступным простому ядерному физику или оператору машинного доения.
Первое, что я пообещала этим лентяям, называющим себя стихами, и от нечего делать лезущим мне в голову, что легко им не будет. И я стала составлять план их уничтожения.
В первую очередь я взялась за рифму - тогда, наивная, я думала что это главное. Глагольная рифма... Кто не слышал этого страшного обвинения? Мне стоило немалого труда понять, почему нельзя рифмовать глаголы. Они так славно рифмуются... Но - приняв на веру, я стала изгонять их из текстов, как соседских кур с моей клумбы. Тексты кривились, но терпели. Вскоре они привыкли и уже не подсовывали мне глагольные рифмы. Глагольные рифмы - это рифмовка окончаний глаголов - брать - играть - карать, причем эти еще ничего - у них, как видите, рифмуется еще и «р». Хуже с такими рифмами - спать - начинать - горевать. Кстати, есть и некоторые существительные, которые можно отнести к «как бы глагольным» рифмам - что-то типа - представление -повторение - изменение, и иже с ними...
• ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ были отброшены. Вместе с ними были отброшены
• ИЗБИТЫЕ РИФМЫ, заикающиеся, как заезженная пластинка, типа «кровь-любовь» и «розы-морозы." Что же осталось? Пришлось
• РИФМОВАТЬ РАЗНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ - насильственным образом.. Как же верещали мои тексты! Как злорадно я штудировала помощник поэта и программку «Ай да Пушкин» в поисках ну хоть какой-то рифмы к этому чертовому глаголу... Штудируя, я натыкалась на следы чьих-то попыток зарифмовать пароход и теплоход, самолет и вертолет... Что-то мешало мне в них. Наконец меня осенило - они же одинаковые, и говорят почти об одном и том же. И я решила
• НЕ РИФМОВАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Тексты ответили залпом новых рифм и
• СБОЯМИ РИТМА. И наступил период палочек и черточек. Я рисовала схемы размеров, ставя восклицательный знак на месте ударного слога и минус на месте безударного. Схем было не так уж много, они состояли из повторяющихся комбинаций. Я даже изучала названия размеров - но здесь, помня свое обещание, я не буду об этом. Для желающих - откройте стихирную статью о размерах, возьмите примеры оттуда и постарайтесь построить
• РАЗМЕРНЫЕ СХЕМЫ... Итак, ритмы хромали, и я было совсем отчаялась, но - русский язык - великая вещь! В нем такое количество ВОТов, УЖей, ТАКов и прочей нечисти, что тексты немедленно стали заполнять ими освободившееся пространство. Ну, змей я люблю. А вот прочую нечисть - извините. Я стала вымарывать их из текстов, слово за словом, и смотреть - а что они, собственно, тут делали? В 3 случаях из 4 приговор был - бессрочная ссылка. Дальше - больше. Я поняла, что бывают не только вводные слова-паразиты. Целые строки тихой сапой влезали в тексты и будучи удаленными не вызывали ничьего сожаления. У меня появилась тяжелая артиллерия -
• НИ ОДНОГО СЛОВА БЕЗ НАГРУЗКИ. Легко говорить, теперь... Тогда - на попе у меня была большая мозоль, а в голове кишели обрывки строк. Знаете , как это бывает? Решил, что должно быть в строке.. И крутишь, крутишь, крутишь... меняешь слова местами... СТОП! Как это - местами? Когда мы говорим прозой, то
• ПОРЯДОК СЛОВ зависит от того, что мы хотим сказать, а не от того, что с чем рифмуется... Значит... (тексты пригнули головы) - долой вольность изложения, ура - строгому порядку. Надо сказать, что это открыло мне еще один аспект глагольных рифм. Они плохи, потому что, как правило, мы не говорим предложениями с глаголами в конце! А значит, рифма там плоха не сама по себе, а за счет неправильного построения предложения. Следующим открытием, последовавшим уже почти в зрелом стихирном возрасте, было, что «детей-зверей» не является рифмой. Ну, в каком-то понимании они, конечно, похожи... но не очень. И загвоздка вот в чем -
• НЕ ДОСТАТОЧНО ЗАРИФМОВАТЬ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИИ - надо чтоб рифмовался хотя бы один звук перед ним.
• ХОРОШО РИФМУЮТСЯ ПОХОЖИЕ ЗВУКИ - парные - б-п , д-т , к-г, ж-ш, з-с. Звонкие лучше рифмуются со звонкими, глухие с глухими. Мягкие можно рифмовать с теми же самыми твердыми. И опять, одновременно с этим открытием, я поняла, что
• МОЖНО ЗАРИФМОВАТЬ ВООБЩЕ НЕ ОДИНАКОВО ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ СЛОВА , и это все равно будет рифма! Главное, чтоб ударный слог, включая согласную был зарифмован, а окончание - достаточно, чтоб было созвучным. Например: «прямой - ярмо», «рая - желаю» и на худой конец - «куста- привстать».
Итак -рифмы были отобраны со всей строгостью, каждое слово сгибалось под тяжестью привносимого им смысла, шаг влево, шаг вправо для них считался побегом - я готова была вздохнуть свободно... И тут у текстов появилось новое оружие. Предполагалось, что
• ТЕКСТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СМЫСЛ. Приторные вздохи ( я так «чуйствую» и пишу что «чуйствую» , а мысль - это для научных трактатов ) меня никогда не прельщали. Так вот - тексты стали менять смысл. Чуть не доглядишь - и идея всего стихотворения меняется, как погода в феврале. И будьте уверены -
• ЕСЛИ ЧТО-ТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОНЯТО ДВОЯКО - ОНО БУДЕТ ПОНЯТО НЕПРАВИЛЬНО. И начались мучения со смысловой частью. Как дом строится из кирпичей, так стихотворение строится из слов. Какие кирпичи - такой и дом. Если мы строим здание тюрьмы, а используем розовую облицовочную плитку с бантиками - вряд ли кто-то поймет, что именно мы строим. Значит - подбор слов в стихотворении - немаловажная деталь для восприятия. Здесь играют роль
• АССОЦИАЦИИ- эпитеты несут вкус, запах, цвет, осязание к читателю. Например, вы пишете о доме, о теплом утре в светлой комнате, и даете солнечному пятну на подоконнике эпитет - пшеничное. Не желтое. А именно - пшеничное. У вас нет места поговорить о свежем хлебе - стихотворение растянется до бесконечности, а
• КРАТКОСТЬ, как известно, - СЕСТРА ТАЛАНТА. Но этим словом, вы уже послали читателю сообщение - свежий пшеничный хлеб там тоже был. И он это услышал, можете не сомневаться. Тексты уже не очень сопротивлялись, и я с удивлением обнаруживала этот самый
• СКРЫТЫЙ СМЫСЛ уже после того, как слово попадало в текст. Еще одним камнем преткновения стали
• НАЧАЛА И КОНЦОВКИ. Как начать стихотворение так, чтоб его дочитали хоть до средины? Ждать озарения на первой строке. И уж совсем никак не допустимо разочаровывать читателя на последней - он обидится и больше не придет. Следующим тяжелым испытанием было
• САМОДОВОЛЬСТВО. Я писала - хорошо (как мне казалось). И стала читать свои тексты вслух. И тут я обнаружила вдруг, что прочесть их вслух не могу - хотя заикаюсь, только когда сильно волнуюсь. Все было просто - они были
• НЕ БЛАГОЗВУЧНЫ - тяжелые сочетания звуков вроде : « корм смрадный» и подобные им превращали тексты в заик, и стали безжалостно изгоняться. Я срывала голос, читая вслух в машине, на меня оглядывались люди в магазинах, но я упорно декламировала вслух. Когда и на этом фронте наступило затишье, я поняла, что у меня не осталось полей боя(не путать с play boy)... Количество текстов приближалось к 500, темы были все востребованы, при словах «крылья -лопатки» начинался приступ тошноты... И я поняла, что мои личные переживания, наполняющие тексты, мало кому интересны. И стала сочинять. Ну, нельзя сказать, что чтоб меня в текстах стало после этого меньше. Мне просто стало
• ИНТЕРЕСНЕЕ, а значит и читателю. И - самое главное - текстов стало меньше! Значительно меньше. А это - уже итог. Но об этом - никому! Договорились? Главное - филологам! У меня в запасе есть еще много разного тайного оружия для борьбы со стихами. Но может и того, что я уже сказала, будет достаточно, чтоб любители поэзии испепелили меня мыслями - так что я подожду...

(с)Подписано - Никому не говори http://www.stihi.ru}/poems/2003/10/26-1103.html



Ежов Рой Андреич:
Классификация стихопишущих субъектов в сети


Предлагается классификация стихопишущих субъектов в сети. Класс выражает некоторую наклонность личности, реальная личность, как правило, является компилятом из нескольких классов. Данная номенклатура является одной из возможных. Дополнения, расширения, поправки, интерпретации и мизинтерпретации поощряются.

Итак, классы: нестабильный: Молодежь стабильные:Граждане, Графоманы, Семантики, Технари, Тусовщики, Эстеты духа, Эстеты формы.

Используемые сокращения: ОЦПП - основной ценностью в поэзии полагает... ПССОСТ - представители склонны к самоорганизации в сообщества типа...

Молодежь - класс наиболее многочисленный, нестабильный. Для большинства представителей поэзия - временный интерес, прочие со временем распределяются по стабильным классам. Про весь класс в целом можно сказать мало чего определенного, он подразделяется на множество подклассов, номенклатуре поддающихся с трудом.
ПССОСТ дискотека.

Некоторые подклассы:
Наив: ОЦПП искренность. Стихи наивны и банальны. На критику обижается невыразимо. Преимущественно женский пол.
Выпендрежник: ОЦПП оригинальность. Привноситель нового в поэзию в виде мата, жаргона, пренебрежения канонами. Критику списывает на косность. Преимущественно мужской пол.
Подражатель: ОЦПП преемственность. Доказыватель, что он ничем не хуже классиков - все буквы те же самые. Критиков посылает к авторитетам.

Граждане: ОЦПП публицистичность. Озабочены состоянием дел в стране и обществе, взывают и обличают, отстаивают какую-то точку зрения по какому-то политическому вопросу.
ПССОСТ террор-группа.
продуктивность средняя
техника слабая
содержание громкое
исполнение яростно-благородное
восприятие только единомышленниками
ключевые слова доколе, разворовали, прислужники

Графоманы: ОЦПП собственное творчество. К внешним раздражителям глухи, мало интересуются чужим мнением, других не читают. Не анализируют ни себя, ни других, упиваются процессом стихописания.
ПССОСТ одинокий гений.
продуктивность высокая
техника минимальная
содержание мутное
исполнение нудное
восприятие только автором
ключевые слова любые

Семантики: ОЦПП игру смыслов. Во многом близки Эстетам духа, в меньшей степени Технарям. Часто примыкают к салонам, или цехам не правах enfant terrible. Обожают каламбуры, афоризмы, парадоксы, смешения стилей.
продуктивность средняя
техника хорошая
содержание с вывертами
исполнениеигривое
восприятие на любителя: Во, дает!
ключевые слова игра, ассоциации, эквилибристика

Технари: ОЦПП техническое совершенство. Пишут много и гладко, поэтому считают себя "профессионалами". Активно взаимодействуют друг с другом. Обожают упражняться в технически трудных классических формах и подражаниях. Обычно имеют хорошо выполненные сайты.
ПССОСТ цех
продуктивность высокая
техника отличная
содержание традиционное
исполнение классическое
восприятие легко идет, но не запоминается и возвращаться не хочется.
ключевые слова профессионализм, творческий процесс, конструктивный подход

Тусовщики: ОЦПП приколы и "за жизнь". Народ не престижный, на свое творчество не молится, а рассматривает как предлог для пообщаться. Но повосторгаться стихами хорошего человека считают незазорным. К Поэзии обычно достаточно равнодушны. Бывают своими во всех типах сообщества.
ПССОСТ компашка
продуктивность варьируется в зависимости от свободного времени
техника средняя
содержание легковесное
исполнение непринужденное
восприятие под пиво в самый раз.
ключевые слова классный (прикольный) стиш, встреча в реале

Эстеты духа: ОЦПП гармонию движений души. Легкоранимы. Поклоняются Настоящей Поэзии. Обожают поговорить о высоких материях и взаимных достоинствах стихов и порождающей их личности. Зависимы от вдохновения.
ПССОСТ салон
продуктивность низкая
техника средняя и хорошая
содержание рефлексия
исполнение трепетное, тщательное
восприятие на любителя, с трудом.
ключевые слова духовность, индивидуальность, гармония

Эстеты формы: ОЦПП изыски и сложность исполнения. Во многом близки Технарям. Часто примыкают к цехам, или салонам на правах enfant terrible. Обожают звуковые, буквенные, композиционные и визуальные эффекты.
продуктивность средняя
техника хорошая и отличная
содержание случайное
исполнение феерическое
восприятие ишь, чего отчебучивает!
ключевые слова версификация, размер, звукопись

(с)Источник - http://Zhurnal.lib.ru/e/ezhow_r_a/poets.shtml
Гоблин
Что нужно для того чтобы писать стихи?
Нужен некоторый особый орган - увы! не левая пятка которой некоторые товарищи чешут за ухом... с тем чтобы столь экзотическими процедурами призвать к себе некоторую странную особу именуемую музой.
Для того нужно во первых - знать технику стихосложения - вполне полно! Знать историю стихосложения - максимально полно и желательно с примерами хранимыми в голове! знать зачем тебе это нужно! И ещё - едва ли не самое главное - как можно больше читать!

________________________________________________
Meine Ehre heisst Treue
Винсент
Насчет техники - не соглашусь... Много ли знали техники те, кто сочинял народные песни?

Для написания стихов в первую очередь нужны хотя бы зачатки таланта. И врожденное чувство ритма. а истоия, литература, основы стихосложения - это всего лишь вспомогательные материалы, которые в общем-то не являются необходимыми...

дети тоже пишут стихи, и порой весьма неплохие.. Много ли они знают о прямой и непрямой рифме, женской-мужской рифме? N-стопных размерах? smile.gif
Гоблин
Не дословная но цитата:
"Безусловно, не всякий человек рождается поэтом (сие было бы скушно - прим.авт.), однако всякий образованный человек может и должен уметь свободно владеть поэтической теникой". Автора, увы не помню. Помню что работа именуется "Теория и практика стихосложения" датирована 1861 годом и лежит в библиотеке НАН РБ.

Смысл такой - поэтом можешь ты не быть... но что читаешь знать обязан...

А по поводу народной песни (да и не только песни, на самом деле) создание истинно народного произведения есть процесс в некотором роде "исторический" и бесспорно групповой... И что же мы имеем на примере народной песни - наивность - простоту - непосредственность - УГУ! Но всё это есть "мило" и к этому нужно стремиться - однако на одной наивности произведение авторское из любой канавы не выедет. Иначе получится

Я поэт зовусь Незнайка -
От меня вам - что хотите...

Наивно? И глупо! Фот как!
________________________________________________
Meine Ehre heisst Treue
Освальд Де Грай
День добрый. Забавная тема, интернет цех - поэтов(шутка). Освоение стихотворной техники происходит не только в процессе изучения исторических сведений, чтения современников, но и в процессе независимого написания. Впрочем, самая главная и сложная ступень в развитии поэта - создание собственного стиля, который вырабатывается в процессе изучения всех законов и методов стихосложения и затем отхода от них. Начитаность является неплохим катализатором таланту, но не его определяющей составляющей.(Пример, Есенин, который по началу не был столь образован как его в, последствии, питерские коллеги). Приглашаю всех желающих обсудить все данные темы не только по нету но и живую в союзе писателей. Продолжу мысль несколько позже, извиняюсь за недосказанность. Да, Господа поэты, образность, образность.....
Освальд Де Грай
"Всякий поэт, так или иначе, слуга идей или стихий. Бывает - только идей. Бывает и идей и стихий. Бывает только стихий" Марина Цветаева.
Ларош
В союзе писателей? А кто из наших уже там?
Освальд Де Грай
Я бывваю на встречах в союзе писателей...все подробности могу в личку.
Освальд Де Грай
После создания(формирования) собственного стиля понятие техники и приемов, а также критерии применения различных приемов индивидульно для каждого поэта, в силу особенности как композиционного, технического, так и смыслового и образного построения, естественно, что поэт должен осознавать что он пишет не только для себя, но и для иных людей, и его приемы и мысли вместе с независимостью(оригинальностью) должны быть понятны тому кругу к которому обращены. Такие общепринятые приемы как рифма, ритм и прочее являються для поэта лишь приемами, а не законами, которые он вполне вправе нарушит если его стиль требует этого. Хотя, я не разделяю современные взгляды, свойственные основном филолагам, в основе которых лежит утверждение сложности, многослойности смысла, что порождает тяжеловесность слога, примитивизм формы, излишне усложненые приемы стихосложение, без видимых на то оснований(модернизм и постмодернизм).


Совет начинающим. Как глупо это не прозвучит, но все начинается да и продолжается только на работе, работе над собой, над стихом. Предлагаю следующий вариант 1 пишите 2 читаете для себя вслух 3 корректируете 4 читаете другим, желательно связанный с темой - филологам, поэтам.... 5 корректируете 6 анализируете то, что получилось, и дальнейшем используйте опыт своих прошлых стихов. Запомните КРИТИКА(КОНСТРУКТИВНАЯ) ДВИГАТЕЛЬ ПОЭТ.ПРОГРЕССА. В ближайшие года три-четыре(в зависимости от возраста, начитанности, особенности таланта) на ошеламляющий успех со стороны не надейтесь, да и вообще на него в наше время надеяться не приходиться. Да, выделете обязательных часа два-три в день когда бы вы могли полностью посвятить себя написанию....например, Цветаева так делала.
Освальд Де Грай
Тема предполагает "чтение" своих стиховтворений и их последующее обсуждение? Это очень полезная процедура.
Винсент
QUOTE(Освальд Де Грай @ 01 December 2005, 00:23 ) *

Тема предполагает "чтение" своих стиховтворений и их последующее обсуждение? Это очень полезная процедура.


нет. Для чтения своих стихотворений вы уже тем насоздавали. smile.gif Здесь обсуждается теория.
Освальд Де Грай
Критики так и не услышал, а жаль, ну да ладно. Если кто захочет могу скинуть в личку. Критика приветствуется.

Обсуждение.Тихо сам с собою я веду беседуsmile.gif.
В взгляде на поэзию и развития поэтической личности мне очень близок А.Блок, его утверждение о слиянии личностного и общественного. Чем более сформиронна ваша душа, чем богаче ваш внутренний мир и чем шире и многогранней ваш взгляд на действительность, чем четче вы ощущаете ветер времени, тем глубже и самостоятельней, а посему ценней ваше творчество. В стихах как трагедии, так и радости души поэта неотделимы от радостей и трагедий времени.
Освальд Де Грай
Винсент, вы создавали данную тему с целью обсуждения, так поддержите свою тему, ответте пожалуйста.
Винсент
Я создавал эту тему с тем, чтобы люди, кому это интересно, почитали присоединенный файл, и послушали комментарии и мудрые слова товарищей, вроде Вас.
И если у кого-то возникло бы желание - ОБСУДИЛИ БЫ.

А лично Вы, Освальд, и так сказали уже все - добавить мне просто нечего. за что Вам и огромное спасибо. )
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.