Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Мазурка
Ролевые игры в Беларуси > Полевые игры > Общие вопросы > Танцы
Arthur de Gorn
Из Вики
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.

Название произошло от жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В 17 веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В 19 веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
прим. А если говорить о 19 веке, то вариаций мазурок - много. Более того, во второй половине 19с появилась мода скрещивать известные танцы, в том числе мазурку, с другими танцами, либо вообще изобретать что-то совсем новое на базе известных танцев.... так родились полька-мазурка, вальс-мазурка, па-де-труа и т.д. Ну и конечно мазурка приникает в котильон наравне с полькой и вальсом

Подробнее о мазурке, включая шаги и схемы, есть на сайте "Золотых Лесов" http://projects.goldenforests.ru/dances/de...nt/masurca.html
Еще немного общей истории мазурки есть тут http://www.alldances.ru/28.html

Но возвращаясь к истории. Мазурку танцевали в России начала 19с. Вместе с полонезом и вальсом мазурка составляла трио основных танцев бала. Вот что нам сообщают об этом мануалы. Особенно интересны для нас, с точки зрения практики, замечания о манере исполнения, о том, как себя держать... рекомендую обратить на это особое внимание

1. Однако не вальс, не французская кадриль, а мазурка была душой бала. Кавалер должен был проявить в этом танце всю свою изобретательность и способность импровизировать. По словам А. П. Беляева, «...это был живой, молодецкий танец для кавалера и очаровательный для грациозной дамы».

2. Существовал «изысканный» стиль исполнения мазурки и «бравурный».
Второй наглядно изображен в воспоминаниях В. П. Бурнашева: «На этом балу, отличавшемся всею эксцентричностью провинциальности, в те времена особенно наивной и рельефной, одна очень молоденькая и смазливенькая купеческая вдовушка, воспитанная, по-видимому, в каком-то губернском или московском пансионе, танцевала лучше всех, и потому блестящий гвардеец, открывший мазурку, предпочел ее другим и танцевал с нею в первой паре, ловко повертывая ее, лихо гремя шпорами (что считалось mauvais ton* [* Дурной тон (фр.)] в высшем обществе, но здесь делало великий эффект)...»
Иногда в зале поднималась такая «стукотня», что не было слышно музыки.

3. «Бравурный» стиль господствовал в провинции, а «изысканный» – в «салонах лучшего общества».
«Но когда Платон Федорович стал танцевать с ней мазурку; когда она услышала, что все называли его первым мазуристом в Петербурге; когда увидела, что многие старушки оставили карты и вышли из гостиной смотреть, как она танцует; когда Платон Федорович, обхватив тонкий стан ее, с необыкновенной ловкостью и быстротою пролетел или, как тогда говорили, проскользил на шпорах всю залу и потом, когда он превзошел всех других грациозностью и умением бросаться в мазурке на колени...» – читаем в романе Д. Н. Бегичева «Ольга»»

Еще поэтичнее описывает светскую манеру исполнения мазурки балетмейстер А. Глушковский: «...в 1814, 1815 и 1816 годах мазурка в четыре пары была в большой моде: ее танцевали везде – на сцене и в салонах лучшего общества. И. И. Сосницкий танцевал ее превосходно, а особливо, когда он был в мундире. Па его были простые, без всякого топанья, но фигуру свою он держал благородно и картинно; если приходилось ему у своей дамы пообхватывать ее талию, чтоб с нею вертеться, или с дамой делать фигуры, то все это выходило грациозно в высшей степени; он, танцуя мазурку, не делал никакого усилия; все было так легко, зефирно, но вместе увлекательно»

Так же легко танцевал мазурку и Евгений Онегин.

4. Легкость, изысканность, грациозность – все это характеризовало французскую манеру исполнения. Но в 20-е годы французская манера стала вытесняться английской, связанной с дендизмом. Безучастным видом и угрюмым молчанием кавалер давал понять даме, что он танцует поневоле.
прим. На эту тему есть замечательный фильм "Гордость и предубеждение".

5. «Мазурка имела искони особо интересное значение, – писала Е. Сабанеева, – она служила руководством для соображений насчет сердечных склонностей – и сколько было сделано признаний под звуки ее живой мелодии»

6. Во время танца к даме подводили двух кавалеров, из которых она должна была выбрать одного. Точно так же кавалеру предстояло сделать свой выбор. И конечно же во многих случаях выбор партнера (или партнерши) определялся «сердечным интересом».
прим. Скорее всего имеется ввиду мазурка в котильоне. Действительно, среди фигур котильона встречаются простые фигуры типа "выбери меня и станцуй тур вальса\польки\мазурки"

7. «Мазурка была таким замечательным танцем особенно оттого, что выявляла те свойства мужчин и женщин, которыми они наиболее привлекали друг друга. Каждый играл свою роль: дама легко неслась вперед, и самый поворот ее головы, так как ей приходилось смотреть на кавалера через свое приподнятое плечо, придавал ей дразнящую ауру непостижимости, в то время как вся инициатива танца оставалась в руках кавалера. Он ее мчал вперед, то щелкая шпорами, то кружа ее, то падая на одно колено и заставляя ее танцевать вокруг себя, выказывая свою ловкость и воображение, способность себя показать и управлять ее волей»

«Мазурка – это душа бала, цель влюбленных, телеграф толков и пересудов, почти провозглашение о новых свадьбах, мазурка – это два часа, высчитанные судьбою своим избранным в задаток счастья всей жизни», – говорит герой повести Е. Ростопчиной «Чины и деньги»
Arthur de Gorn
Варшавянка.
Varsovienne (varsoviana)


Этот танец относится к первой половине 19 века. В 1845 году в Бостоне, опубликована написана мелодия под названием "Варшавянка, польская мазурка". Однако, и это хорошо видно по названию танца в публикации La varsobienne", танец имеет французское происхождение и представляет собой вариацию на тему мазурки.

В Сети можно найти несколько схем Варшавянки, а также упоминаний о том, что Варшавянка - это вид мазурки, полька-мазурка, вальс-мазурка, вальс-полька-мазурка, полька редова-мазурка. В одном мануале было написано, что Варшавянка - это комбинация мазурки, польки и польки-редовы. Можно предположить, что в 19 веке в самом деле изобратали различные вариации под тагом "Варшавянка", и это предположение подтверждается тем, что я увидел в одном мануле 19 века. В разделе "Содержание" было написано вот что: Варшавянка №1, Варшавянка №2, Варшавянка №3, Продвинутая Варшавянка. Посему прошу не удивляться, если окажется что наша Варшавянка не такая, как в Питере или Москве. Их много

Основа нашей реконструкции - видеоклип из библитеки Конгресса США
http://memory.loc.gov/ammem/dihtml/divideos.html#vc059

Текстовое описание можно найти в мануалах 19 века, опубликованных там же.
Мануалы есть тут http://memory.loc.gov/ammem/dihtml/divideos.html#vc059
Например, вот одно из мануала 1882 года. Именно эту схемы мы и танцуем под тагом "Варшавянка".

Такты
1-2 Шаг польки с поворотом 180 градусов с паузой на втором такте, при этом носок правой ноги (для дамы - левой) вытянут в сторону (пойнт, оно же позировка).

(прим. В другом мануале здесь прописан шаг польки-редовы, в третьем - вообще говоря это похоже на шаг мазурки с поворотом. Потому что "просто" шаг мазурки - это прямой шаг на 1-2-3 без поворота. Ну и в шаге полек нет необходимости "подбивать" опорную ногу - рабочая нога просто приставляется сзади в 3 позицию.

Что касается словосочетания "вытянут в сторону", то может показаться, что речь идет о второй позиции ног. Тем не менее, на видеоклипе это скорее 4 позиция. А в мануале "1866 - London, F. Warne and co. The Ball-room guide. With coloured plates" четко написано "вперед". Таким образом, становится очевидно, что имеется ввиду "в сторону" с точки зрения человека, стоящего в паре в закрытой позиции, но "вперед" с точки зрения пары, которая двигается в опредленно направлении..

Кроме того, в другом мануале дополнительно указано, что на счет 3 второго такта вытянутая нога подтягивается к опорной, так, что на первый счет третьего такта она шагает вперед из позиции "висит в воздухе возле опорной ноги" или же говоря по науке "из третьей воздушной позиции"
)

3-4 Повторить с другой ноги
5-6 Повторить с другой ноги
7-8 Повторить с другой ноги
9-10 Шаг мазурки
11-12 - как 1-2
13-14 Шаг мазурки с другой ноги
15-16 - как 3-4

Есть другая вариация, которую мы тоже осваиваем. Она отличается от приведенной вот в чем:
...
9-10 - два шага польки (с поворотом на каждый шаг на 180 градусов)
...
13-14 - два шага польки (с поворотом на каждый шаг на 180 градусов)
...

А в одном из мануалов - "1866 - London, F. Warne and co. The Ball-room guide. With coloured plates" - приведен вариант варшавянки, где эти две вариации объединены в одну.

Добавлю, что и шаг польки, и польки-редовы, и шаг мазурки начинается со скольжения (глиссе).
Описание всех этих шагов я еще подготовлю (на русском), а пока можно смотреть здесь
http://memory.loc.gov/cgi-bin/ampage?collI...67))&linkText=0

Шаг мазурки, который мы применяем здесь, имеет следующую схему.
На раз - скользим (глиссе) вперед (или в сторону) рабочей ногой.
На два - подбиваем каблук рабочей ноги каблуком опорной, при этом рабочая нога "выбрасывается" вперед ( или в сторону) в воздушную 4 (или 2) позицию.
На три - легкий прыжочек на опорной ноге, вынесенная вперед рабочая нога подтягивается к опорной в 3 воздушную позицию.

В мануалах можно найти разные описания шагов мазурки. Соответственно и в Варшавянку они могут вставляться вместо данного.

Подбив каблука каблуком - собственно может только имитироваться. То есть реального контакта каблуков может и не происходить. В одном из мануалов сказано на эту тему, что существует дескать два способа танцевать шаги мазурки. Бравурный (вульгарный) и светский (принятый в хорошем обществе), так вот стуки каблуками и соответственно бряцание шпорами) - это бравурный способ. К нему прибегали, судя по текстам, военные с целью, видимо повыпендриваться перед дамами. Конечно, это не значит что такое разделение существовало на протяжении всего 19 века, это вообще может быть лишь частным мнением автора этого конкретного мануала. Посему привожу здесь это скорее для общего сведения и своеобразной "подсказки" для военных =)

Добавлю еще, что отличие польки от польки-редовы незначительны. В польке в начале шага есть небольшой затактовый прыжочек на опорной ноге. Вот и все. Или почти все - есть еще небольшое отличие в музвкальном ритме: полька - это 2\4, а полька-редова - 3\4.


Полька-мазурка
Вот тут она называется "испанская мазурка"
Gilbert, Melvin Ballou.; Round dancing, by M. B. Gilbert; Portland, Me., M. B. Gilbert [c1890]
http://memory.loc.gov/cgi-bin/query/[email protected](M250179))

Еще один простой танец, основанный на мазурке. Мы его не брали, пока, но он настолько прост, что после Варшавянки это будет сделать совсем не трудно.

Такты
1 Шаг мазурки
2 Шаг польки-редовы (тот самый шаг "похожий на шаг мазурки, но с поворотом")

Вот и все. Источник http://memory.loc.gov/cgi-bin/ampage?collI...67))&linkText=0
Танцуется по малому кругу (известному нам под именем "вальсовый квадрат").
Arthur de Gorn
Израильская мазурка

Год создания: 1954 Yonatan Karmon, израильский хореограф.
Постановка моя - на базе найденного на просторах Интернета видеоклипа

Исходное построение: большой круг в парах, Д справа от К, открытая позиция, держатся внутренними руками.

Фигура-1
4 такта: променад типа вальсового (длинный-короткий-короткий), с внешниних ног.
1 - шаг вперед, руки качнулись вперед
2 - шаг вперед, руки качнулись назад, К поднимает руку чуть выше уровня макушки Д
3 - шаг вперед для К, а Д делает оборот 360 град. под рукой К по часовой стрелке
4 - повторить 3

Повторить фигуру-1 3 раза.

Фигура-2
Поддержка меняется на другую:
- внутренние руки: Д кладет руку на плечо К, К "обнимает" Д за талию
- свободные руки - в боки
8 тактов
1 - па мазурки с внешних ног
2 - па мазурки с внешних ног
3 - па мазурки с внешних ног
4 - па мазурки с внешних ног
5 - па мазурки с внешних ног
6 - па мазурки с внешних ног
7 - па мазурки с внешних ног
8 - концевое па мазурки с внешних ног (то есть 1 счет: глиссе, 2 счет: приставить
вторую ногу, 3 счет: для К стук каблуками друг о друга)

8 тактов
Развернулись в другую сторону и повторили. В конце отпустили руки и в парах
развернулись лицом друг к другу

Фигура-3
Шаги дамы - с той же ноги, что и К. Движения рук - аналогично.
4 такта - начиная с левой ноги шагаем друг от друга спиной вперед (вальсовый променад)
2 такта - сближаемся на мазурке с левой ноги, правая рука вверху над головой, левая
спереди (можно в бок)
В конце с хлопком руки меняются - вверх уходит левая, правая обнимает Д спереди за левую талию.
Ноги приставляются вместе, следующий шаг - с правой.
2 такта - свинг в паре вокруг оси пары на обычных шагах
Повторить Фигуру-3 с правой ноги.

Далее сначала.

Па мазурки - такое же как в Варшавянке или польке-мазурке.
1 счет: глиссе ведущей ногой
2 счет: опорная нога с прыжком подбивает ведущую, выбрасывая ее вперед
3 счет: хоп на опорной ноге, ведущая нога подтягивается к опорной в 3ю воздушную позицию.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2021 Invision Power Services, Inc.