Этим танцем балы открывали. Вот что о нем пишут.
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.
Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.
При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная. Кавалер ведет даму правой рукой.
В танец входили также реверансы (см.) и поклоны. Можно определить полонез как мерную, изящную, требующую строгого ритма прогулку под музыку. Несмотря на видимую простоту, ни один танец не требовал такой строгой осанки, горделивости и собранности, как полонез. Когда парадно одетые гости с важностью под торжественную музыку шествовали по залу, это была своего рода выставка блеска, пышности и знатности.
В отличие от других бальных танцев, в полонезе принимали участие все приглашенные на бал гости, независимо от возраста, а в первой паре танцевал хозяин с наиболее знатной и уважаемой дамой. Довольно часто, если позволяли размеры помещения, процессия в полонезе проходила по всем парадным комнатам и возвращалась в бальный зал. После этого старички усаживались за карты, а молодежь продолжала танцевать обычным порядком. В XIX в. вторым после полонеза исполнялся вальс (см.).
В XIX столетии наибольшей популярностью пользовались полонез М. Огинского "Прощание с родиной", часто исполняемый до сих пор. полонез О. Козловского "Гром победы, разда^' вайся!", а также полонез из оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") М.И. Глинки и полонез П.И. Чайковского из оперы "Евгений Онегин".
Хозяин дома танцевал в первой паре с самой знатной и уважаемой дамой. Первая пара задавала движения, которые повторялись всей колонной. Поэтому рисунок полонеза всецело зависел от устроителя бала. Он имел право создавать ходы по своему желанию.
В одной статье упомянут любопытный обычай. Не знаю правда ли, ссылки на первоисточник там не было... Точнее была но на современную книжку:
Источник: Васильева-Рождественская М. В.
Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. М.: Искусство, 1987
Во время исполнения полонеза существовал обычай "отбивания дамы". Любой из гостей, находившийся в зале и не принимавший участия в танце, склонясь перед дамой и хлопая в ладоши, просил оказать ему честь и пройтись с ним в полонезе. Обычно обращались к первой даме. Хозяин дома обязан был уступить свою партнершу, а сам перейти к другой даме. Таким образом, стоило первой даме поменять кавалеров, как они менялись у всех дам.