Собрание некоторых ведержек из легенд кланов и страны.
Анхара – страна на крайнем западе материка, ограничена на западе и севере морем, на юге Великими утесами, на востоке рекой Изахат.
Большая часть Анхары – плоская степь, кое-где прорезанная немногочисленными реками. На юге степь переходит в предгорную возвышенность Великих утесов, на севере поднимается Камбульский хребет. Климат засушливый. Большая часть страны – сухая степь, в центральных и восточных районах полупустыня. На побережьях и в предгорьях – густые заросли сухих кустарников – гаррига. В горах сохраняются леса.
Предки современных жителей Анхары пришли с востока около 800 лет назад, разделенные на ряд кланов. Постепенно, выделились 4 клана, которые подчинили остальные и конкурируют за право выдвигать Вождя Кланов.
Вождь Кланов – политических лидер Анхары. Избирается пожизненно на основании предсказаний и религиозно-мистических ритуалов.
В период после перехода Изахат Вожди Кланов играли незначительную роль, однако в последние 30 лет их роль вновь усилилась благодаря жрецам культа, которые своей поддержкой значительно усилили центральную власть. Тем не менее пока ни разу Вождь не был избран дважды подряд из одного клана, а Анхара все еще довольно рыхлая конфедерация.
Религия. Большинство народа поклоняется разного рода анимистическим божествам – тотемам кланов и племен, духам рек, источников и пещер, духам предков, вера в упырей, вампиров т.д.. Общий для страны пантеон четко не оформлен. Клановая аристократия кроме предков и Клановых тотемов участвует в культе, который является общим для всей страны. Культ разделяется на жрецов, которым известны ритуалы и таинства культа, и посвященных, которые принимают в нем участия. К таким посвященным относятся практически все представители аристократии. Доктрина культа отличается крайней запутанностью. В тоже время жрецы не препятствуют народным верованиям. Жречество, достаточно немногочисленно, однако храмы присутствуют во всех крупных поселениях. Делится на несколько степеней посвящения. Знать в таинства не посвящена и придает значения в основном внешней стороне культа и политическому аспекту поддержки о стороны жрецов. Жрецы пользуются огромным авторитетом и репутацией могущественных колдунов. В целом популярность культа держится именно на этой репутации и многочисленных чудесах приписываемых жрецам. Жрецами детально разработан ритуал выбора Вождя Кланов, который вытеснил древние гадания. Несмотря на свою власть жрецы практически не вмешиваются в жизнь мирян.
Общество. Общество Анхары в достаточной степени архаично. Кланы разделяются на аристократию и рядовых общинников. Каждый аристократ является воином, а война считается естественным и благородным занятием. Простолюдины заняты в сельском хозяйстве и рыболовстве. Земля считается собственностью общин и всего клана, но значительная ее часть захвачена знатью и обрабатывается зависимыми от нее крестьянами. Существует рабство, в том числе долговое, однако значительного распространения оно не имеет. В последнее время такая простая социальная структура значительно нарушается, прежде всего в областях Клана Грифона и Морского Змея, где существуют настоящие торговые города, а не только укрепленные замки. В таких городах формируется прослойка торговцев, ведущих дела с Западными королевствами (а также занимающихся пиратством), и профессиональные объединения ремесленников. Такие объединения формируются по специальностям и главным образом вокруг местного религиозного центра – это гильдия корабелов на севере (святилище Хозяина морей), ювелиры, виноделы, травники (культ Церну), гончары. В Великих утесах существует гильдия рудокопов, объединяющая и ремесленников и аристократов вокруг культа Подгорных богов. Такие объединения носят не только профессиональный, но и религиозно-мистический характер и тщательно скрывают свои тайны от чужаков из-за чего многие производственные операции носят характер магических ритуалов.
Хозяйство. Находятся на достаточно низком уровне. Большинство крестьян обходятся собственными возможностями при изготовлении как предметов обихода, так и орудий труда самого примитивного характера. Часто крестьяне вообще не имеют каких-либо металлических изделий. Принимая во внимание частые засухи сельское хозяйство отличается непродуктивностью, отчего крестьяне иногда страдают от голода. Несколько более продуктивные земли в области Клана Грифонов, где проведены обширные ирригационные работы на землях Глав Клана и крупных аристократов, что привело и к почти полному исчезновению свободного крестьянства.
В замках аристократов как правило есть ремесленники большинства специальностей, которые должны удовлетворять все потребности своих хозяев. Тем не менее, натуральное хозяйство в чистом виде давно не существует. Аристократы предпочитают одежду из привозного шелка, заморские специи и ювелирные изделия из Западных королевств. Внутри страны также существует четкая специализация. Клан Горного Великана владеет рудниками и шахтами Великих утесов поставляя, в остальные части страны как сырые руды, так и ремесленные изделия и оружие. Строительный камень также часто транспортируется на большие расстояние как например на Изахат для возведения пограничных крепостей, а также на северное побережья для возведения храма Морского хозяина. Западные области Клана Грифонов производят главным образом товары, требующие особых знаний и технологий
Таким образом, степень развития хозяйства возрастает с востока на запад по мере увеличения влияния западных королевств.
Денежные отношения не развиты. Имеют хождение иностранные монеты и местная, полновесная золотая монета – деньга – чеканящаяся по единому образцу. Реально чаще всего происходит натуральный обмен товаров по оценочной стоимости, выраженной в мерах пшеницы или масла. Монеты если и используются, то нередко просто по весу золота, отчего часто встречаются разрезанными на части.
Клан ГрифонаЗанимает западную часть страны. Предок-тотем – грифон в результате брака которого с Акхат, дочерью первого человека и появились предки Грифонов. Легенда гласит, что клан Грифонов первым выступил на запад во время великой засухи, переправился через Изахат и вступил в битву с жителями Анхары. После разделяя страны Грифоны получили в удел земли на западном побережье. Это оказалась малоплодородная сухая земля, а море было бедно рыбой. От его холодных вод часто подымались туманы, которые приносили лихорадку. Тем не менее, Грифоны нашли иного полезного и в этой стране. В частности множество растений с удивительными свойствами.
Грифоны богаты по меркам Анхары, считаются обладателями множества знаний о небесных светилах, медицине, свойствах камней, трав и живых существ, изготовлении эликсиров, украшений, создании сложных устройств и т.д.
Клан Грифона разделен на три великих рода и множество малых. Правящим родом является род Золотого Грифона. Но Золотые Грифоны – не только правители, но и ученые, наблюдающие за светилами, предсказывающие разливы рек и засухи, мудрецы, познающие тайны мироздания, а также вершители правосудия. Вторым великим родом является род Красного Грифона. Из него происходят воины и военачальники, создатели сложных механизмов и военных машин, смотрители порядка и т.п. Третий великий род – Белые Грифоны, в чьем ведении находится торговля, сухопутные дороги, создание кораблей и управление ими.
В целом структура напоминает кастовую, но в тоже время существует определенная возможность вхождения в другой род (через бракосочетание или усыновление).
Глава каждого великого рода выбирается родовым советом, проходя через обряд лишения имени и принятия имени рода. Глава рода Золотых Грифонов (одновременно являющийся и правителем всего Клана Грифонов) именуется только как Золотой Грифон. То же и для остальных – Красный Грифон и Белый Грифон – главы двух оставшихся великих родов.
Живя на побережье, Грифоны скоро научились строить большие, надежные, хотя и медлительные корабли и пересекли Кровавое море, завязав торговлю с жителями Западных Королевств. 30 лет назад благоденствие Грифонов покачнулось из-за того, что жрецы превзошли их в знаниях и могуществе, но быстро восстановилось, когда Грифоны признали их авторитет, а относительное единство страны улучшило возможности для торговли.
В стране распространены разного рода анимистические культы, но четкого пантеона нет. Распространен также культ, жрецы которого присутствуют в каждом крупном поселении и пользуются непререкаемым авторитетом. Жрецов других культов не существует.
В масштабах страны Клан Грифона специализируется на сложной технологической деятельности – производство окрашенных тканей, сложных механизмов, оружия (арбалеты, «греческий огонь), лекарств от различных недугов, многочисленных эликсиров и порошков растительного происхождения, среди которых паска, размягчающая камень до состояния глины, «вино поэзии», «кровь воинов», превращающая людей в берсерков и много другое.
В военном отношении Клан Грифона считается слабым в прямом столкновении, но славится своими арбалетчиками, а также различными военные механизмами, включая осадную технику.
Клан Морских ЗмейВнутри КМЗ шесть фракций, называемых бандами, или более часто ганзами. У каждой ганзы есть свой цвет, всего их соответственно шесть: красный, жёлтый, синий, чёрный, зелёный, коричневый. Цвета приведены по мере убывания военной мощи банды с флагом данного цвета. Лидера каждой банды называют Цвет + Змей, например, Красный Змей. Главу КМЗ зовут либо Змееподобным, либо Сыном Морского Змея, либо, реже, Змееравный <Имя Главы>. В распоряжении ГК (главы клана) имеется Бесцветная Эскадрилья, на которую с каждой банды взымается по 15% добычи. Ещё 10% добычи отдаётся в общую казну. Глава клана распоряжается общей казной, решает вопросы политики, в случае объединения ганз является главнокомандующим, осуществляет общее управление ганзами.
Корабли КМЗ бороздят и Западное море и реку Изахат. С другими кланами Арханы у пиратов заключены торговые соглашения, корабли Арханы пираты не трогают. По крайней мере свидетельств об этом нет…или свидетелей

В КМЗ царит дух панибратства, даже несмотря на случающиеся порой стычки между ганзами. За своих пираты будут стоять всем кланом. Такой случай, например, произошёл 7 лет назад: корабли двух разных банд вступили в сражение, и надо же было объявиться галере герцогства Кирто и влезть в бой. Как по команде, пираты прекратили резать друг друга и вместе атаковали непрошенных гостей. Неожидавшая такого поворота событий команда галеры Кирто потерпела поражение. На волне общей победы пираты позабыли былые обиды и, продав Клану Грифона добычу, добытую в этой баталии, вместе пропивали деньги в портовом кабаке, восхваляя доблесть Клана Морского Змея.
Дух панибратства присутствует везде, даже в отношении к детям. Да, система воспитания есть, но она не имеет ничего общего с академиями и школами «грифонов» или с цехами «горцев». Дети воспринимаются как будущие боевые товарищи, как славные сыны моря. С малого возраста дети выходят в море, сперва как правило для рыбной ловли. Позже они либо служат юнгами на кораблях, либо помогают в порту. После чего окончательно вливаются в ту или иную ганзу.
К женщинам пираты-мужчины относятся потребительски («Девок и пива!» - вот что кричит большинство пиратов, прибывая в порт после удачного рейда), в то же время признавая их право на самовыражение. («Хочешь быть пиратом, деваха?! Держи-ка саблю и попробуй доказать, что от тебя будет польза на нашей посудине! Гро, проверь из какого она теста, только не убей же, дурень!») Так, например, несколько лет назад во главе одной из ганз стояла женщина. Женщины-пираты встречаются не то чтобы часто, но и не редко. Женщин-пиратов пираты мужского пола так и называют «боевые подруги».
Но не стоит принимать КМЗ за компанию добряков. Если вы посягнёте на вещь, которую пират считает своей, то, скорее всего, вам предстоит разговор на повышенных тонах, который вполне может закончиться поединком. В тоже время, пираты, как правило, уважительно относятся к капитану своего корабля, доверяя ему как старшему, более опытному товарищу (если он своими действиями не доказал обратного), а главаря ганзы они, можно сказать, просто обожают. Даже если он пришёл к власти всего месяц назад.
У пиратов вполне допускается такой приход к власти, как убийство предыдущего главы банды. Резон в этом есть, надо было следить за дисциплиной. Например, в Красной Ганзе дисциплина железная, ничуть не уступающая дисциплине элитных отрядов «драконов».
Самым главным праздником является естественно праздник Морского Змея. В этот день пираты благодарят МЗ за покровительство и восхваляют его и себя, его верных сыновей. В этот день в дар МЗ приносят галеру нагруженную разными дорогими вещами: золотые кубки, ювелирные украшения, шелка из Кирто, гартазийские ковры, оружие и доспехи. Галеру топят посреди моря. Отмечается День Морского Змея раз в полтора года, точнее раз в двадцать месяцев.
О клане Дракона (культурный аналог – туареги).Драконов обычно характеризуют как воинственный клан. Тем не менее, их общество существует как система различных хозяйственно-культурных типов (каст): воинов-коневодов, крестьян, а также групп потомственных ремесленников.
Все население делится на касты.
Господствующая каста принадлежит к социальной категории воинов. Они являются собственниками земель, охраняют границы, а также следят за порядком на землях клана. Кроме того, занимаются разведением лошадей.
Вторая в сословно-кастовой иерархии и наиболее многочисленная группа населения в клане – лично-свободные земледельцы (фермеры, что-то вроде английских йоменов). Их в пять-восемь раз больше, чем воинов. Пользуются землей на правах арендаторов, платят касте воинов ежегодную дань.
Имеются также различные группы (общины, кланы, семьи и пр.) несвободного населения: крестьяне, находящиеся на положении крепостных (платят касте воинов дань в виде доли урожая), а также низшая каста - слуги (фактически рабы), живут отдельными семьями в общинах воинов и лично свободных земледельцев. В основном обрабатывают землю, принадлежащую их господам, пасут коней и другой домашний скот, выполняют различные работы.
Особняком от других каст стоят лично-свободные ремесленники. Общественное положение их невысокое. Их презирают и боятся, считая, что они владеют тайными знаниями и могут повелевать стихиями. Их место в системе традиций клана определяется тем, что оружие и другие железные и деревянные изделия традиционного быта изготовляются по вековым, даже тысячелетним канонам.
Семейно-родовая организация Драконов также многоступенчатая. Внизу стоят кровные родственники, которые должны во всём помогать друг другу. Более дальние родственники объединяются в фамилию (семью). Далее идут объединения всех родственников (род) и, наконец, клан. Каждый род владеет своей землёй и имеет формального лидера (вождя) – члена самой влиятельной фамилии. Вождь распределяет земли, организовывает военную защиту, следит за соблюдением обычаев, улаживает конфликты, представляет род в отношениях с внешним миром. Все роды образуют клан. Во главе клана стоит верховный вождь – глава аристократической воинской касты и сильнейшего рода этой касты. Кроме него представителями публичной власти являются в основном советники и представители на местах, играющие роль его посланцев и свиты, тогда как его родственники пользуются властью в первую очередь как члены аристократической касты, а не как представители вождя.
Клан Драконов веками жил под постоянной угрозой нападения с востока, при этом стычки на границах практически не прекращались, что наложило определенный отпечаток на их образ жизни, традиции и культуру. Так, в относительно мирное время воинскую обязанность несет, конечно, каста воинов. Все мужчины этой касты (а нередко и женщины) в обязательном порядке обучаются военному делу, обращению с оружием, и т.д., патрулируют границы, отражают вторжения врагов на территорию страны. Однако во время войны собирается также ополчение из лично-свободных земледельцев, а в случае значительной опасности даже и из других каст. Поэтому любая семья обязана иметь хотя бы один комплект оружия, и соответственно, как минимум один член семьи должен проходить соответствующее обучение (обычно «в армию» отправляют одного из сыновей, а в приграничных районах реки Изахат с оружием, как правило, более-менее умеют обращаться все). Кроме того, война и вообще культ оружия прочно вошел в культуру общества. Так, например, обязательным пунктом «программы» любого массового праздника (календарные праздники, ярмарки, и даже свадьбы) являются соревнования по стрельбе из лука, кулачные бои, и т.п. Любой взрослый член общества имеет право на ношение личного оружия.
«Стандартное» вооружение профессионального воина: копье, меч, кинжал, иногда лук (или арбалет), деревянный или кожаный щит. Так как хороших мастеров по работе с металлом немного, металлические доспехи – редкость, обычно встречаются кожаные или стеганные. Это что касается касты воинов. Вооружение ополченца из невоинских каст может варьироваться в зависимости от общественного положения и финансового состояния семьи (оружие беднейших слоев населения – лук, небольшие ножи, метательные ножи).
Делами религии занимаются жрецы. И хотя, Драконы исповедуют всеобщий культ, в их верованиях обнаруживается обширный «народный» субстрат: анимистические верования, культ духов мест, культ предков, и пр.
Особенностью клана является то, что все взрослые члены клана, если находятся на чужой земле или в чужой семье, носят на лицах покрывала, которые не снимают даже ночью. Этот обычай связан с тем, что в древности Драконы верили в то, что духи чужых людей и чужих мест могут навредить им (сила духов сосредотачивается в голове человека, поэтому войти в человека может через рот, нос или уши; соответственно эти части головы покрывалом и закрываются). Вождь (или его представитель) при выполнении представительских функций покрывало снимает (так что должность это «опасная»

).
Жрецы:Довольно быстро заняли место религиозных деятелей этого мира, им верят и считают их чуть ли не всемогущими. Появились где-то 30 лет назад. Проводят ритуалы, выбрают себе учеников, основали места молений и храмы. Учение распространилось очень быстро по всей стране.
Сами мы не участвуем в жизни этого мира, мы лишь наблюдаем, позволяя нашим последователям распространять наше учение дальше. Перед людьми этого мира мы предстаем глашатаями богов и жрецами, несущими свет знания на грешную землю. Они видят нас только в момент ритуалов или выборов нового вождя. На людях мы ведем себя сдержанно и торжественно.
Об испытаниях.
Каждый претендент на управление всеми четырьмя кланами должен проявить себя на испытаниях в храме. Все испытания для всех одинаковы. Ибо как бы не разнились умения и навыки кланов, стране нужен король, обладающий всеми качествами, нужными для предводителя. В храме испытывают силу и ловкость, ум и сообразительность, смелость и силу воли, мудрость и везение. Показавший себя лучшим в большинстве испытаний становиться предводителем кланов.