Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Загадочная надпись
Ролевые игры в Беларуси > Общетематические форумы > О том , о сём
Фалько
Вот просили задать такой вопрос.
Помогите пожалуйста в поиске следующей информации.
В конце 11 века, когда Минск был городом, входящим в состав Полоцкого княжества, в нем произошло следующее странное событие, о чем свидетельствуют летописи:
Лаврентьевская летопись, том 1, л. 71 об. (1092 г.)
Ипатьевская летопись, том 2, л.79,79 об. (1092 г.)
Привожу текст только первой летописи, вследствие большой схожести со второй.
"Предивно бысть чудо в Полоцке... Ночью бывше: стук, стон полунощи, яко человеци рыщут - беси по улицам. Аще кто вылезяще ис хоромины, хотя видети, и абье уязвен бяше невидимо от бесов, и с того умираху, и не смеяху излазти из хором.
По сем же начаше во дне являте на конех и не бе их видети самех, но кони их видете копыта. И тако уязвляху люди Полоцкие и его область.
Тем и человеки глаголяху, яко навье бьют Полочаны.
Се же знаменье поча быти от Дрютьска".
То есть, согласно этим летописям, Полоцкое княжество подверглось нападению невидимых существ - навей, при том началась эта напасть от "Дрютьска".
Кто знает об этом хоть что-нибудь, сообщите пожалуйста все известные версии и источники (кроме той самой "эпидемиологической версии").
Мне наиболее интересны следующие вещи:
1. Что известно относительно этого "навьего нашествия", когда оно было в Минске (Менске).
2. Имеется ли какая-то взаимосвязь между этим "нашествием" и Полоцким князем Всеславом-Чародеем, или хотя бы какой-то намек на эту взаимосвязь?
В 1092 году Всеславу должно было быть 48 лет (я так, кстати и не знаю - 1044 год - это начало его правления, или год рождения, или и то и другое? Ведь из той же летописи следуюет, что он умер в 57 лет), он должен был вернуться к себе в Полоцк после изнания из Киева, братьями Ярославовичами, сыновьями Ярослава Мудрого.
ilnur
Цитата (Фалько @ Сегодня в 00:30 )
В 1092 году Всеславу должно было быть 48 лет (я так, кстати и не знаю - 1044 год - это начало его правления, или год рождения, или и то и другое? Ведь из той же летописи следуюет, что он умер в 57 лет), он должен был вернуться к себе в Полоцк после изнания из Киева, братьями Ярославовичами, сыновьями Ярослава Мудрого.

Точно? 1044 - это год начала правления, и проправил он 57 лет, а вот прожил, мне казалось, дольше.

Кто-то из беларусских беллетристов (был такой роман "Сьлед Ваўкалака") предполагал, что имели место быть какие-то "инсценировки нечисти" сторонниками Всеслава, чтобы напугать наместников киевских князей. Но это, кажется, от лишней фантазии smile.gif
Morgul Angmarsky
Про то, что нашествие было и в Минске, нигде информации мне не встречалось.

Насчёт 57 лет - действительно, это срок правления, а не жизни Всеслава.
ilnur
О! Леонид Дайнеко это был. Писатель, в смысле.
Phoenix
Всеславом вплотную занимались Тарасов (Константин, вроде зовут) и Владимир Орлов. У Орлова в "Таямніцах Полацкай Гісторыі" есть упоминание об этом факте.
Johnny B. Goode
1044 - начало правления. Сказано, что на престол он вступил 15-летним, следовательно родился около 1028-1029 года.

1092 год - насколько мне известно, имела место жестокая засуха, неурожай и голод. Как следствие, в Киеве, например, свирепствовал жесточайший мор, унесший семь тысяч жизней.
Это счастье имело место и в Полоцке:
"Той же осени вода бысть мала вельма и земля, и леса горяху и дым мног вельми" - это из той же Лаврентьевской летописи, о засухе и, предположительно, о пожарах на торфяных болотах.
Потому я склоняюсь к мысли о том, что приведённая тобой, Фалько, цитата, описывает, просто очень красочно, мор, как следствие засухи и голода.

В Радзивилловской летописи к этой записи, правда, нарисованы именно эдакие традиционные бесы, однако когда писалась Радзивилловская летопись? И писалась, насколько я понимаю, в том числе, на основании списков с Ипатьевской и Лаврентьевской летописей.

Вообще, обсуждаемые источники грешат знамениями очень сильно. Но следует ли относится с серьёзностью, например, к заявлению, что в 1063 Волхв тёк пять дней назад? Думаю нет smile.gif - летописец связал с этим процессом последующий захват Новгорода Всеславом Чародеем. Ну а с знамениями зимы 1092 он мог легко связать, например смерть князя Всеволода Ярославича в апреле 1093, подойдёт тебе такая гипотеза? smile.gif
Johnny B. Goode
Да, по трезвому размышлению имею сказать ещё вот что. Поправьте меня, если я заблуждаюсь, но у меня есть полное впечатление, что обсуждаемые хроники до нас ведь дошли _только_ в списках, из которых самый ранний - это как раз список, сделанный для той самой Радзивилловской летописи.

А это худо-бедно XV век. И поскольку обсуждаемое заявление _никакими_ синхронными источниками не подтверждается, насколько я могу судить (честно говоря, в родной истории и историографии я полный профан), то подлинность сведений вызывает совершенно обоснованные сомнения, не так ли?
Вообще, есть мнение, что авторы Радзивилловской летописи были склонны, с позволения сказать, к некоторй гиперболизации действительности, тому могу привести килограмм прямых цитат smile.gif

Да вот, хотя бы:

Якож(е) и при нас нынъ половци закон держать о(те)ць своих: кровь проливати, и хвалящес(я) о сем, и ядуще мерътвечину, и всю нечистоту, хомекы и сусолы, и поимают мачехи своа и ятрови, и ины обычая о(те)ць своих. Но мы, хр(и)стиане, елико земль, иже въруют въ С(вя)тую Тр(ои)цю, и въ едино кр(е)щ(е)нье, въ едину въру, закон им (Лавр.— имамь) единъ, егда елик(о) въ Х(ри)ста кр(е)стихомся и въ Х(ри)с(т)а облекохомся.

- это запись о половцах, насколько я понимаю, 6367 от Воплощения. Следовательно, отняв 5508, получаем около 859 года. С точки зрения художественной мощи внушительное описание, да? smile.gif
ilnur
Кстати, о засухе. А не может это:

По сем же начаше во дне являте на конех и не бе их видети самех, но кони их видете копыта.

Означать просто пыльные вихри на дорогах? Сравнение с пылью из под копыт довольно, кажется, распрстраненное.

Тоже, конечно, совершенно условная версия.
Johnny B. Goode
Короче, не верим мы в чертей, Фалько. И в навь не верим smile.gif
Arhan
А мне кажется, могли всё же иметь место мистификации с чьей-либо стороны. Опять же, наверняка в те времена в народе сильна была вера в Дикую Охоту.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.