В этом сообщении речь пойдет про ещё одну составляющую игры - "киберпанк". Так что подключайте свои интерфейсы и доставайте деки, речь пойдет про наше возможное будущее.
Киберпанк как жанр возник в 80-х годах прошлого века, как ответ на тревогу общества по поводу новых технологий. На тот момент технологии развивались как никогда быстро и человечество каждый день встречало с восхищением и страхом от нового скачка технологий. И до этого, конечно, были произведения про технологии будущего и роботов – но они не были пропитаны страхом и тревогой, а скорее умеренным оптимизмом или размышлением на тему: "Как было бы интересно, если бы руку можно было поменять на механическую, а роботы имели душу". Киберпанк же наоборот – собирает все мрачные прогнозы людей и осуществляет их: технологии приносят больше вреда чем пользы, расслоение общества станет ещё больше, богатые станут диктовать всем свою волю и т.д.
Являясь отражением времени, киберпанк вобрал в себя и стилистику 80-х (много неона, яркие цвета в одежде и прическах, небоскребы на каждом ходу) и японский стиль, доминирующий над всем. Последнее может встретить вопрос: "Почему японское доминирует, если жанр появился в Америке?". Первая сцена фильма "Бегущий по лезвию" (1982) с голограммой гейши - это воплощение страха американского общества перед Японией. В те года именно Япония была технологическим центром мира, а все в Америке хотели себе магнитофон Sony. Именно из боязни перед технологической немощью Штатов и усилением влияния Японии появилась одна из ключевых тем киберпанка.
Из наблюдения за настоящим (на тот момент) также появилась вторая и третья, основные темы киберпанка: чудовищное расслоение общества по доходам и власть корпораций. Притом, что технологии доступны всем: и за пару копеек можно поменять глаза на железные – лишь по-настоящему богатые могут позволить себе качество, превосходное исполнение и безболезненную установку. В то время как бедняки ставят себе что есть – и нередко продают какой-то здоровый орган, чтобы поменять больной. Однако общество особо не заботит то, что происходит в низах или у соседей. Выживает сильнейший. Что заставляет как не замечать проблемы других – так и усиливать неравенство. Ведь если зайти достаточно далеко: то появится безграничная власть. И все будут считаться с человеком наверху – даже если ему пришлось пройтись по головам для этого.
Власть корпораций появилась из экстремального расслоения общества: когда богатые богаты до неприличия – то зачем им подчиняться правительствам? Они могут их просто купить – или шантажом и силой заставить государства подчиняться. Когда компания, ворочающая миллиардами, хочет чего-то от страны: то страна соглашается. Иначе она попадёт в немилость одного из игроков индустрии – что означает как потерю денежных потоков, так и полноценный ввод войск. Если корпорация держит в своем кармане немыслимые деньги, то частная армия – это естественное развитие событий.
Помимо всего вышеперечисленного: ИИ и цифровой мир являются важными темами киберпанка.
Если с темой ИИ всё просто, ведь уже достаточно давно появились рассказы о одушевлении искусственных созданий (роботов, големов и кухонной утвари, как в мультфильме "Красавица и чудовище") – здесь авторы сетинга лишь взяли все негативные прогнозы и смешав их сказали: "ИИ может иметь душу и скорее всего он хочет уничтожить человечество". То цифровой мир – это нечто, что прежде в искусстве не рассматривалось. И само представление о том, что в сеть можно переместиться и посмотреть: "А как выглядят цифровые документы изнутри компьютера?" – было поистине новаторским. Даже сейчас, когда всё намного более продвинуто, чем в 80-ые – интерес к цифровому миру и желание понять, что же прячется внутри компьютера: нас не покидает.
Но в термине киберпанк, есть часть "-панк".
"Она означает вызов обществу и бунт?" – спросите вы. Верно, именно бунтарями являются главные герои жанра. Это может быть частный детектив, который не хочет такого мира, хакер, пытающийся обокрасть Корпорацию, обычный корпорат- сотрудник, которому осточертела своя работа – но из корпы так просто не уйти.
Это всегда противостоящие системе герои-одиночки, в том или ином смысле. Они всегда что-то делают вопреки правилам мира, пытаются проложить свой путь в неоновом городе. Зачастую, они нарушают порядок ради личной выгоды или по иному корыстному поводу – но, иногда, они идейные, несломленные бунтари против хаоса и ужаса окружающего мира.
К сожалению: такие панки никогда не получают награды – а мир остаётся жестоким, кровожадным и ржаво-стальным. Но он же даёт миллион возможностей – если ваш характер достаточно крепок, а цель поставлена.
Необходимо отметить, что
БОЛЬШИНСТВО современных т.н. кибер-панк компоигр и фильмов (в частности – заполонивший интернеты Cyberpunk 2077) НЕ МОГУТ служить источниками вдохновения и подготовки к нашему проекту. Для этого приведём, с некоторой редактурой, выдержку из замечательной обзорной статьи по теме (которую МГ категорически рекомендует к самостоятельному прочтению полностью –
https://dtf.ru/games/277787-chto-takoe-nastoyashii-kiberpank):
«Классический киберпанк – это душное, грязное, мрачное место, пропитанное наркотиками и паранойей. Место, в котором просто неприятно находится. И истории он рассказывает под стать: про опустившихся маргиналов, живущих чуть ли не на самом дне. И их вполне это устраивает: они не борются с системой из-за которой там оказались – но и не пытаются в нее интегрироваться. Просто влачат свое существование, стремясь к тому, чтобы ничего не менялось. И к действиям их побуждает только крайняя нужна – или страх смерти, или желание заработать. Бандиты, хакеры, наемники, проститутки — среди них вы не найдете положительного персонажа.
Пожалуй, именно такая отрешенность и маргинализация являлись ключом к успеху. Этого и лишился пост-киберпанк.
Киберпанк приобрел популярность и к нему приобщилось множество талантливых авторов книг, фильмов и игр, каждый из которых раскрывал проблематику технофилии по-своему. Кто-то говорил о проблеме экологии, кто-то о техно-боге и власти искусственного интеллекта, кто-то о душе и человечности. Тем огромное множество, но даже они конечны. И когда за 20 лет сказали уже все, что могли, жанр заглох как-то сам по себе. И вот мы пришли к тому, что от великого некогда жанра осталась одна лишь форма. Сеттинг. Та самая «эстетика киберпанка».
А потом в киберпанк пришли коммерсанты, которые уже знали как монетизировать этот технологический стокгольмский синдром. Так эра каноничного киберпанка закончилась и пришло время пост-киберпанка. Или поп-киберпанка. Хотя от частицы «панк» там осталось очень мало, так что кибер-поп может быть?
На первый взгляд – ничего не изменилось. Даже декорации остались прежними - дистопичное недалекое будущее с сильнейшей социальной сегрегацией на фоне невероятных технологий. Но изменилась суть. Мы наблюдаем уже не за поехавшим от наркоты психопатом, продающего органы расчлененных проституток – а за практически рыцарем с сияющими аугментациями, который в одиночку меняет систему. Это однозначно хороший парень (или девушка, мы ж тут не сексисты), или кибер-коп, или участник сопротивления, спасающий мир. У него есть надежда и у этого прогнившего мира тоже. И понятно почему: массовому зрителю намного легче сопереживать спасителю, а не подонку. А раз изменился запрос – значит изменится и продукт. Со страшных сказок без хэпиэнда – на истории о хороших ребятах, противостоящих кибер-террористам: забавно, что именно последние нередко были героями каноничного киберпанка.»Мы же в своём проекте, ЖАНРОМ которого является ТЁМНОЕ ФЕНТЕЗИ – прибегаем к эстетике и сетингу киберпанка в его исходном, чернушном, наполнении. Просьба всем заинтересованным игрокам обратить на это ПРИСТАЛЬНЕЙШЕЕ внимание при подготовке к проекту.
Так что отложите, на, в сторону свои блестящие новеньким пластиком позитивные, дружелюбные к пользователю, импланты: нас ждут грязь, ржавчина, пот, кровь и безысходность.
Тезисно подчеркнём суть (применимо к проекту) избранного нами для игры сетинга:«Все, что можно сделать с крысой - можно сделать и с человеком. А с крысой можно сделать почти что угодно. Об этом тяжело думать - но это правда. Она не исчезнет просто потому, что мы закроем на неё глаза. ЭТО — киберпанк.»(с) Брюс Стерлинг•
Главная мантра сетинга —
«High tech, low life»: мир напичкан вычурной магией, которая почему-то называется «кибернетикой». Большая часть действия происходит в киберпространстве — трехмерном виртуальном измерении с полным погружением, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью (так называемая Дополненная реальность - подробней об этом: в загрузе по миру игры). К нему нередко подключено все, от пульта управления ядерными ракетами до холодильника с пивом в квартире Васи Пупкина. Владеющий секретами кода хакер — настоящий маг, который может воздействовать на любое подключенное к оному киберпространству техническое устройство. Доступность технических чудес варьирует, но, как правило, что-то перепадает и немытым оборванцам.
•Сам термин «киберпанк» умещает в названии две темы:
высокие технологии и антисистемный бунт. Помимо, собственно, хакеров: среди характерных типажей сетинга часты наёмники, корпоративные силовики, неформалы-бандиты и просто подростки-хулиганы (та самая шпана-панки) учиняющие грабежи и кражи не подкарауливая случайных прохожих – а взламывая банковские счета через сеть.
•
Атмосфера футуристичного нуара. Главное место действия — большой и мрачный город, полный всяких преступников, изгоев, авантюристов и беспрерывно борющихся за власть богатеев. В городе царит грандиозное классовое расслоение, когда сильные мира сего взирают на копошащихся букашек из башен из стекла и металла, а внизу делают свои темные дела немытые оборванцы. Эмоции, которые навевает этот мрачный город — упадок, беспомощность, паранойя, таинственность, безумие, страх, и в то же время трэш, угар и разгул.
В качестве одного из прообразов типичного города киберпанка может служить печально известный город-крепость Коулун в Гонконге, где на площади в 2,5 гектара проживало 50000 человек, то есть плотность населения составляла 2 миллиона человек на 1 км2. Сам же город представлял собой гигантский муравейник: здания строились максимально плотно друг к другу, отсутствовала нормальная система водоснабжения, электричество брали нелегально (подключаясь к общей сети Гонконга), а сам город контролировала китайская мафия Триады – из-за чего в нем процветали преступность и проституция. И, как ни парадоксально: бывшие жители города (в 1994 году данный район был полностью ликвидирован) оценивают время проведённое в нём – как самое счастливое в их жизни: именно из-за свободы от системного государства и его угнетающих институтов. Подробно вопрос раскрыт в полуторачасовом видео:
https://www.youtube.com/watch?v=ABttaYPfU8M•
Общественный строй киберпанка — развитой капитализм в его абсолютной форме, нередко доходящий до стадии явной и открытой корпоратократии, при которой коммерческие структуры полностью подмяли под себя государства. Корпорация – типичный и основной антагонист сетинга. С корпорациями соседствуют криминальные картели и группировки, которые порой отличаются от них только тем, что не выдают себя за респектабельные бизнес-структуры, а честно признаются, кто они есть. На самом верху грань между крупным собственником, топ-менеджером, высшим политическим функционером и мафиозным боссом и вовсе начинает стираться.
•
Протестные настроения. Если борцами с системой не являются сами главные герои, то наверняка процветающие коррупция, неравенство и социальная неустроенность способствуют существованию разного рода антисистемных движений, не попавших в фокус повествования.
Сопротивление тут зачастую представлено не организацией со своим штабом и прочими атрибутами координированной группы, а анархистким подпольем, в основном состоящим из хакеров-одиночек – редко и ненадолго объединяющихся для какой-то определённой единоразовой цели. Ну а сама борьба против Системы тут смахивает на борьбу с многоголовой гидрой — на смену побеждённой корпорации быстро приходят другие. Классический киберпанк — это борьба одиночек с системой, выигрыш в ней — не переделать мир, но отбить право жить по-своему Нередко борцы с системой являются вовсе не благородными поборниками свободы и равенства, а жестокими беспредельщиками: ничуть не лучше угнетателей, против которых они борются.
•
Поголовный или хотя бы распространенный трансгуманизм (в нашем случае – не только в традиционной кибернетической форме, но и в виде классических фентезиных «нелюдских» рас). Часто поднимаются вопросы о правах искусственного интеллекта или о грани, за которой кончается человечность. Сюжет часто построен вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями.
•
Типичные герои киберпанка — циничные уголовники и наёмники, хладнокровные профессионалы, озлобленные подпольщики, а то и просто маленькие люди, которых тяжелая жизнь вынудила встать на тропу войны и восстать против несправедливого мира. Учитывая трансгуманистичную направленность сетинга,
герой вполне может быть крут в физическом смысле, но страдать от этого (типичный диагноз — «отторжение имплантов» или «киберпсихоз»: аналоги фентезийных проклятий). Персонаж, зачастую, является киберпреступником, маргиналом без системного образования. А
мотивация персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них.
Герои киберпанка чаще всего – бесправные, аморальные, «негероические» люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации. Как, без сомнения, заметил по прочтении наш внимательный и проницательный игрок: всё выше перечисленное – великолепно совмещается с изложенными ранее принципами жанра тёмного фентези (см. предыдущий пост о тёмном фентези).
Источники и дополнительные материалы для самостоятельного изучения:https://dtf.ru/games/277787-chto-takoe-nastoyashii-kiberpankhttps://posmotre.ch/%D0%9A%D0%B8%D0%B1%D0%B...%B0%D0%BD%D0%BAhttps://wikitropes.ru/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%...%B0%D0%BD%D0%BA