«Задверье» я прочитал несколько лет тому назад, оно было миленьким, очень приятным, но при этом довольно проходным произведением. Знаете, сначала ты аплодируешь тому, как хороши и точны мелочи и детали, потом ходишь с «послевкусием» от книги, но в конечном итоге помнишь только, что это книга про интересное приключение главного героя, там была живая Дверь, много каламбуров на тему лондонской топонимики, а также мистер Круп и мистер Вандемар. Когда я увидел заявку игры «Д'верь в себя», то прочитанное и увиденное в заявке совсем не совпало с моими остаточными ощущениями от «Задверья». Перечитав книгу спустя где-то месяц после заявления игры, я так и не смог примирить ощущения от книги и ощущения от заявления, но к тому времени у меня уже была «роль от которой не отказываются».
Правда сначала мне предложили быть судьей игры или лидером одной из бароний. Я отметил, что слабо это чувствую и мне тут же предложили Холмса. Это, конечно, та самая роль, от которой не отказываются. На нее едут в любой город, даже в Буда-Кошелево, а уж в Витебск и подавно. Единственное, изначально мастерами не был предусмотрен Уотсон, и я его у них выпросил. Это, безусловно, читерский ход: вдвоем легче и всегда можно «уйти от игры в домик» - то есть поболтать с напарником.
После игры мне сказали, что ты дескать молодец, оказался на Баттлстар «Галактика». Это было совсем неумышленно, но вполне допускаю, что я таки стал на игре королевой полигона. *Как нас учат наши друзья с востока, если хочешь поиграть на игре по «Баттлстар «Галактика» тебе надо заявляться на «Баттлстар Галактика», а не за пределы этого корабля.
В тизере была заявлена игра по Гейману, по миру Задверья. Я безусловно заявлялся на позицию сравнимую с позицией главного героя, который у Геймана выступает «попаданцем» в под-Лондон. С другой стороны
у Геймана определенно Под-Лондон и подлондонцы куда интереснее, чем главный герой. Где-то тут, наверное, и зарыта первая собака, аукнувшаяся впоследствии многим участникам ощущением, что попаданцы-Лондонцы были интереснее. На фоне блеклого главного героя «Задверья» (я даже имя его вспоминаю не сразу
) попаданцы этой игры – личности известные в той или иной степени каждому.
Кроме того Холмс, Алиса, доктор Джекил, все лондонцы
имели за спиной прочный бэк, в который всегда можно было «уйти в ощущениях». За ними стояли истории, случившиеся с ними в их прошлом и они могли в эти истории поигрывать и делиться в той или иной степени с окружающими. Иными словами – эти персонажи пришли в под-Лондон из своих сеттингов. И это – вторая собака.
Был ли такой же прочный бэк, сеттинг за плечами под-лондонцев?Здесь мне неизвестно ничего, я даже не знаю, как строилась работа с под-лондонцами, много ли у них было текстов, недоступных нам, попаданцам. На момент подачи заявки о под-Лондоне приходилось судить по видеозарисовкам бароний. Не оценивая их художественную ценность отмечу, что я в итоге не смог бы для себя сделать какие-то определенные выводы и выбрать заявиться в под-Лондон и в конкретную баронию. Ничего не имею против такой формы загруза – через ощущения от видеозарисовки, но лично для меня он воспринимается тяжело, предпочитаю текст.
Во время игры у меня сложилось впечатление, что сеттинг набросан очень схематично. Отношения бароний показались недостаточно мотивированными, причем как в внутри Игры Портико, так и вне оной. Кроме того, мне показалось, что личных межперсонажных сюжетных линий на игре совсем немного. Возможно, подлондонцам за пределами Игры Портико практически нечего было делать. Мне показалось, что Игру Портико искусственно продлевают вопреки готовности бароний ее свернуть. Отсюда кстати вопрос:
мастера были готовы к досрочному прекращению Игры?И еще из наблюдений за Игрой. Игра внутри игры – ход традиционный, местами даже избитый. Но вместе с тем довольно сложный. Сложный (в том числе) потому, что он чреват мультиплексными эффектами: игроки играют в Ролевуюигру, а их персонажи играют в Игру. Игрок связан правилами Ролевойигры, должен их соблюдать, но при этом может их умышленно или неумышленно нарушать, а персонаж не должен соблюдать правила Игры, он может блефовать, читерить, нарушать правила Игры. Возникают проблемы при отделении багов Ролевойигры от багов Игры. В общем, если у вас есть игра внутри игры, ее правила стоит очень четко и однозначно зафиксировать. Здесь пригодится опыт настолок. Как бы хорошо мы не знали правила настолки, все равно наступает момент, когда мы лезем в книжку, и ищем пункт правил, подходящий к нашей ситуации. И книжки эти очень грамотно написаны, а иначе становятся неиграбельными. Правила Игры в игре
стоит отдельно потестить на предмет наличия противоречий и пробелов. По факту в начале Игры были видны некоторые недостатки в правилах, причем было неясно, что это: Игра плохо написана, Портико неувереннно ориентируется в правилах или же все нормально, так и надо, Портико ведет весьма хитрую линию и все противоречия – это умышленно.
Как я уже говорил на разборе, в Игре я принял участие по условиям сделки с лордом Портико, который попросил Холмса вписаться за ту баронию, у которой будет меньше всего завербованных лондонцев к началу игры. В результате мы вписались за валетов до тех пор, пока Портико не давал нам других распоряжений. Так он попросил на испытании с Призраками меня выступить на стороне Орлов. Как раз с этим испытанием связан один из возможных багов Игры: первоначально в испытание вступили Хайд, Холмс, Уотсон, но затем оно было повторно проведено с участием Лаветт и Алисы, а по словам Лароша Франкенштейн тоже приложил к этому руку.
Как в действительности должны были тут происходить события в Игре по ее правилам? Далее. По факту после игры я пришел к выводу, что находился в наиболее насыщенной позиции. То есть все лондонцы по моим ощущениям имели преимущество перед подлондонцами, потому что могли «играть в самих себя» и играть в Игру. Но Холмс в придачу к этому мог искать Джека Потрошителя, что и пытался делать.
Отмечу линию с Джеком как сделанную добротно. Загруз содержал реальные факты и имена из дела Джека Потрошителя. На старте Холмс и Ватсон вбежали в под-Лондон преследуя подозреваемого. Он не назван, но знакомый с базовыми источниками по эпохе человек легко узнает в подозреваемом Джекила/Хайда. Кроме того, Холмс подозревает, что темными делишками занимается хозяйка сомнительной едальни миссис Лаветт, еще двое подозреваемых – это реальные подозреваемые по делу Потрошителя, еще кто-то обронил на месте преступления медальон с портретом барышни и, наконец, люди шепчутся, что Джек-Попрыгунчик вернулся и потрошит несчастных: у него черный плащ, лицо скрыто, он прыгает и пылает огнем. Кроме того у Холмса были 2 письма Джека Потрошителя. Это были слегка отредактированные мастерами под нужды игры реальные письма «Дорогой начальник» и «Из Ада».
Холмс постепенно перебирал подозреваемых, отвергая их, одного за другим. Миссис Лаветт, например, исключил по причине того, что она потратила на пирожки во-первых мясо, а не внутренности, а во-вторых сильно больше, чем унес с места преступления Потрошитель; у мистера Хайда не было ни следа крови, а нож был плохо подходящим для работы Потрошителя; а у Виктора Франкенштейна вообще не было ножа (зато были гальванические батареи, свечечка и
книги свитки по черной магии). Жалею, кстати что не раскрыл «дело о похищении черного чемодана», наверное, стоило публично откровенно признаться, тем более что половина собравшихся и так видела, кто взял чемодан
Довольно быстро игроцкая логика подсказала мне, что искать надо не среди нас – попаданцев из Верхнего Лондона. Игроцкая логика могла и сразу же сдать мне Потрошителя на старте Игры. Был момент, когда считали завербованных Лондонцев и кто-то при мне посчитал Иоланту в их числе. Но тут же поправились, и это было благополучно мною забыто. Впрочем, эта была ситуация которая не четко произошла «в игровом мире», а скорее была «подгрузкой и корректировкой загруза». Как мне кажется, она
вообще не должна была случиться, потому что в глазах сыщиков Джека Потрошителя в игровых целях нужно было отделить от остальных попаданцев – иначе он был бы в первом кругу подозреваемых просто потому, что он точно бывал в Лондоне.
К финалу поисков я обрисовал нескольким людям эдакий портрет Джека, набор его черт:
- свободно перемещается между Лондонами;
- в обоих Лондонах чувствует себя уверенно и пользуется их различными преимуществами и сервисами;
- предположительно обладает особыми свойствами, чтобы уходить от преследования (впрочем, не исключено, что ему просто повезло несколько раз);
- обладает хотя бы базовыми познаниями в анатомии;
- предположительно левша.
Продолжавшие приходить письма Джека позволили сделать вывод, что Потрошитель в принципе неплохо ориентируется в обоих Лондонах, он и там, и там пользуется передовыми достижениями. Где-то в этот момент Лорд Портико попал в ряды подозреваемых, о своих путешествиях он рассказывал, газеты читает, а наличие у него подручных, отлично владеющих ножами, только укрепляло меня в подозрениях.
Подозреваемый свободно переходит между Лондонами, но он скорее подлондонец, чем лондонец, это позволяет Джеку уходить от лондонской полиции. Очень сильно светился Оуэн, попадавший под описание «Джека Попрыгунчика», но к нему я толком не успел подступиться, мне только подтвердили, что наверх он ходит регулярно. Средство и возможность совершать преступления были и у Джетты Блэк, да и черный плащ она носила, да и псевдоним «Дже…к» вполне пишется из начала ее имени и конца фамилии (Спасибо Уотсону, обратившему мое внимание на этот факт). Но если подозревать ее, нужно искать сложный мотив: она зачем-то убивает на своей территории, а потом привлекает Холмса к расследованию этих убийств. Я присматривался к валетам, как регулярно ходящим наверх и любящим игры (а письмо «дорогой начальник» как раз упоминало веселую игру). Но в целом эту версию я рассматривал скорее как умышленный навет: убийца сознательно выбрал псевдоним Джек (то есть на жаргоне валет), чтобы пустить меня по ложному следу.
Ложным следом оказалось и подозрение, что убийца левша. Этот вывод следовал из медицинских отчетов, но возможно у нас просто возникло разночтение от кого считать сторону: от смотрящего на тело или от самого лежащего тела.
У меня не было специального игрового инструментария для поисков. Дедукция не моделировалась, все детали я должен был замечать сам и сам делать выводы. В этом смысле был выбран не лучший игрок на роль Холмса. Например, когда под конец мне принесли медальончик, я его не опознал, я не помнил, на ком мог его видеть. Я пользовался тем. что как игрок знал некоторые моменты о персонажах и выдавал их за наблюдательность Холмса и умение делать выводы. Так, я стал утверждать, что Джекил – врач, а мистер Круп и мистер Вандемар имеют характерные мозоли, которые свидетельствует о частой работе ножом.
Так или иначе. я наметил несколько людей с возможностью совершить преступление, но не нашел явных мотивов.
Почему Иоланта не попала в круг подозреваемых. Во-первых, у Холмса не было причин полагать, что она соответствует этому портрету. Информация о ее недавнем появлении здесь и о том, что у нее есть медицинские навыки Холмосм получена не была. Скорее всего, просто не хватило времени. Шамара говорила, что как раз собиралась поделиться этими соображениями с Холмсом. Во-вторых, Иоланта очень напоминала игротехника без сюжетной нагрузки. Не знаю, что с этим делать, это свойство психики игрока: ты просто перестаешь думать про тех участников процесса, которые не отсвечивают и не замечены за другими действиями, кроме очевидно вспомогательных и игротехнических. С одной стороны это очень клевая маскировка – персонаж спрятался на виду. С другой стороны, есть в этом что-то
близкое к ситуации, когда игровой предмет прячется среди неигровых. Впрочем, никаких нарушений правил или условностей в этом конечно нет, просто очень сложно перебороть психику и начать замечать таких персонажей, это такая
серая зона, самая границы игры и объекты там перестаешь замечать .
По итогу Джека Потрошителя раскрыли мистер Круп и мистер Вандемар с помощью артефакта, который принуждал говорить правду прямо на глазах у Холмса, пока он рассказывал вслух какими приметами обладает Джек. Сам способ (артефакт) очень сильно огорчает. Было бы очень здорово, если бы подобный артефакт можно было бы использовать, ну например раз в сутки, то есть 1-2 раза за игру. Тогда волшебство было бы помощью для мозга и действительно чудом, а не постояннодействующей машинкой.
Но, повторюсь, в целом история с Джеком мне очень понравилась, спасибо за нее мастерам, Иоланте и всем причастным. Письма красными чернилами, коробочка с кусочком внутренностей (только, странно, что сердце, Джек вообще в целом ниже пояса работает, как мне кажется, да и род занятий способствует), настоящие имена и подробности. Все это создавало нужный эффект присутствия. Отдельные аплодисменты за решение «Джек – акушерка». Это довольно изящно и сразу дает все нужные мотивы. Да, акушерка в викторианской Англии это человек, который легко может дойти до ненависти к «несчастным» и по причине того, что они задрали ее, и по причине того, что акушерка – это – увы – ее предел карьеры.
В общем, Холмсу было во что играть, а участие в Игре заполняло промежутки. Но по трезвом размышлении я очень опасаюсь, что
не у всех игра была столь же ровной и насыщенной событиями.
Тут я хочу отметить следующий момент. Сама Игра Лорда Портико по большому счету требовала, чтобы на испытание приходил один представитель баронии и один завербованный Лондонец. Всё. Остальные могли быть в лучшем случае зрителями на этой смеси Схватки и Форта Байярда. Судя по тому, что на каждое новое испытание приходило все меньше людей, зрителям это было не очень интересно.
В этой связи еще один момент: мотивация для ночной игры. Витебск в сумерках прекрасен, на рассвете прекрасен и также прекрасен ночью. Но
достаточно ли насыщенной была игра, чтобы победить желание лечь спать? Про саму мотивацию вести Игру я уже писал выше: на это я смотрел со стороны, но мне показалось, что баронии соблюдают мастерские установки, но не прониклись ими.
Наконец, пожалуй, самое серьезное. Второй раз я съездил на игру по Гейману и нашел там мало Геймана. Возможно, это я его ощущаю сильно не так как другие участники, возможно, он в принципе слабоиграбелен, не знаю. Подпишусь под словами Молли: «
видно, что и мастера и игроки проделали работу по наполнению мира, но переломного момента не случилось, мы попали не в Задверье, а в ролевую игру по нему», у меня сходное ощущение.
Викторианский кроссовер в своем зачатке был интересным, но нужно ли было не просто использовать Задверье, но и объявлять именно его базовым источником и базовым сеттингом игры? Я не уверен.
Тем не менее я получил на этой игре то, ради чего я езжу на игры, я поиграл интересно и насыщенно. игру, как она сложилась у меня я оцениваю достаточно высоко.
Еще раз спасибо мастерам, отдельное спасибо третьему скрытому мастеру – городу Витебску, его улочки реально помогают играть и создают игру, спасибо игрокам. Отдельный поклон адресую доктору Джекилу/мистеру Хайду – Ларошу и Мелитине.
З.Ы. Коллеги, а давайте мы избавимся от слова «артефакт» ВНУТРИ игр, А? Не, ну серьезно, это термин вне игр, который объединяет то, что внутри игр называется «волшебный предмет», «амулет», «талисман» и т.д.
Сюжетные тропы игры: Переговоры, Королева полигона, Попаданцы, Большая Игра, Схватка, Бесконечные патроны, Плюшевые убийцы.