Сегодня я наконец добрался до пятой "Цивилизации" (Deluxe Edition) и немножко в нее поиграл. Скажу сразу - это не "обновление четверки", и даже вообще слабо похоже на продолжение серии: это совсем другая игра. "Пятерка" потеряла два основных элемента всех "Циливизаций", начиная с первой: "крест ресурсов" (клетки, которые может обрабатывать город) и распределение торговли между деньгами и наукой (в последних версиях добавилась еще культура и шпионаж). От боевой модели вообще не оставили камня на камне: stack of doom теперь невозможен, поскольку на одной клетке карты может находиться только один юнит! Но давайте по порядку.
В "пятерке" карта гексагональная, как принято в варгеймах, но не в "Цивилизации", в которой всегда были прямоугольные клетки. Территория города расширяется с ростом его культуры, как в "четверке", но "креста ресурсов" больше нет - город может обрабатывать ЛЮБЫЕ клетки на вашей территории. А если позарез нужна какая-то клетка за пределами территории города, ее можно просто... купить. Цена зависит от расстояния до города - чем дальше, тем дороже. Это очень удобно: больше не нужно ломать голову, как втиснуть город, чтобы "накрыть" ценные ресурсы, но при этом дать ему достаточно еды. Думаю, тут возможны и злоупотребления: например, захватить узкий перешеек, чтобы лишить конкурентов возможности прохода. Покупать можно только никем не занятую землю, так что "кто первый встал, тому и тапочки".
Торговли в "пятерке" нет вообще. Обрабатываемые клетки дают золото, а не торговлю. Вырабатываемая наука зависит от населения города - каждый житель дает одну "лампочку" в ход. Здания, которые это увеличивают, делают это в процентах, так что чем крупнее город, тем больше в нем науки. Есть только два исключения: специалисты-ученые, которые дают по 3 науки, и Великие Ученые, которые теперь строят свою академию не как городское здание, а как модификацию ландшафта.
Культура теперь более важна, чем в "четверке", где хотя и была возможность культурной победы, но если вы на нее не играли, то культура была нужна только для захвата земли вокруг городов. Теперь "законы" (civics) представляют собой десять деревьев с "плюшками", которые вы покупаете за общую культуру цивилизации - чем дальше, тем дороже. То есть, чем больше у вас культуры - тем больше будет и "плюшек". А для культурной победы надо полностью выкупить пять деревьев из десяти.
Деньги теперь имеют огромное значение. На них можно не только обновлять войска и покупать землю, но и покупать продукцию, а также "подкупать" города-государства. Кстати, города-государства - ИМХО лучшее новшество в игре. Это что-то вроде "меньших рас": они не строят новых поселений и не конкурируют за победу, но во всем остальном это обычные города, которые тоже имеют свою территорию (и даже могут покупать землю наравне с прочими), тоже строят войска и тоже могут воевать. Если с таким городом подружиться (для чего почти всегда нужно давать деньги), он начинает приносить ресурсы: морские города дают еду (+1 еды в каждом городе), культурные - соответственно, культуру, а воинственные - юниты. Очень существенная получается поддержка, полностью окупает все взятки.
Дороги теперь не приносят деньги, как в "тройке", а наоборот, требуют денег на поддержку! Обычная дорога стоит 1 монету за ход, а железная - две. Однако дороги, которые соединяют города со столицей, все-таки окупаются: при этом появляются торговые пути, которые приносят большие доходы. Кстати, рабочий строит дорогу целых три хода, так что большое количество дорог вы в любом случае строить не захотите.
Стратегические ресурсы теперь имеют численное выражение: если прежде железо позволяло строить любое количество юнитов, которые его требуют, то теперь каждое месторождение позволяет строить указанное количество таких юнитов. Например, есть два коня - можете иметь не более 2 юнитов, требующих коней. Правда, союзные города-государства предоставляют свои стратегические ресурсы в ваше распоряжение, так что это ограничение не так уж важно.
Напоследок про бой. У меня было стойкое дежа вю, что я играю не в "Цивилизацию", а в Panzer General: во-первых, гексагональная сетка, во-вторых, не более одного юнита на клетку, и, наконец, лучники/орудия стреляют через несколько клеток. Благодаря тому, что пехотные юниты теперь движутся со скоростью 2 (а конные - 4), войны стали намного более динамичными - если, конечно, атакующий сумеет обеспечить путь для огромной армады своих войск, которая требует много места. Захват городов стал намного проще, поскольку в городе тоже сидит только один защитник; зато города теперь могут обстреливать врагов на расстоянии 2 клеток (даже без гарнизонов), так что не стоит подходить к ним близко, если вы не собираетесь их захватить.