Версия для печати Оригинальная версия тут |
Дневники: Heruer -> Филиал Эльсинора или летний домик принца |
22 октября 2015 |
12:19 осеннее ролевое |
Первоначально эта запись была комментарием в другом месте, но я помещу ее и тут (и еще на венике сохраню) слегка отредактировав до заметки из комментария. В этом году я начал ездить на ролевые игры, которые не заявлены на этом сайте. Их заявляют в соцсетях, главным образом вконтакте. Искать игры за пределами сайта вынуждает его пустующий календарь. Это навело меня на мысль о том, что нынешний кризис хоть и существует, но его масштабы несколько меньше, чем может показаться, глядя исключительно на наш портал. Что я думаю обо всем этом? В ролевом движении (РД) я пребываю еще с доинтернетной эпохи. Когда я открыл для себя интернет (а было это главным образом в 2001 году), то я довольно быстро обнаружил его коммуникационные плюсы. В сравнении с ситуацией "раз-два в неделю мы собираемся на помещении клуба и там узнаем последние новости, слушаем ушами загрузы к играм (если повезет - разбираем распечатки), и т.д. это была настоящая революция. Довольно скоро я стал инициатором создания на форуме сайта tolkien.ru белорусского раздела и всячески способствовал скучиванию там тех ролевиков, с которыми я тесно общался. Тогдашний состав клуба Тинтагель к примеру был на сайте представлен очень широко. Параллельно мы готовили и проводили первый МЕНЕСКон и кажется именно в связи с МЕНЕСКоном я впервые наткнулся в поисковике или в электронной почте на ссылку на rpg.by Первые впечатления были не очень милые. На форуме было гораздо больше обсуждений, связанных с настольными и речевыми ролевыми играми, шло критическое обсуждение МЕНЕСКона и прочее. Но шло время и ширилась аудитория сайта. Первоначальный актив здесь составляли люди, которые как мне казалось представляли собой тусовку с близкими взглядами на игры, причем далекими от моих. Но время шло, людей становилось больше, мнений тоже. все больше заявлялось игр, все лучше чувствовалось удобство: можно не состоять ни в каких клубах, можно не выспрашивать ни у кого, можно даже на МЕНЕСКон не приходить, а просто зайти на сайт и наметить себе игры на сезон. получить всю информацию о них в одном месте. Одно нажатие кнопки и сразу видны все последние обновления тем, новые игры, свежие обсуждения. Это было прекрасно и удобно. В разделе теория было хуже. Нет. там было много дискуссий разной степени напряженности, но в конечном итоге раздел умер и фактически переехал в дневники, где с одной стороны можно было рассуждать совершенно свободно, не заботясь о неком уровне текста, который претендовал бы на "теорию ролевых гр", а с другой, здесь совершенно не вставал вопрос модерирования. В общем, долгие годы я руководствовался принципом "если у меня есть время заглянуть в интернет, то я проверю и рпгбай". И как и прочие пользователи в последние месяцы и годы я чувствовал шкурой уменьшение здесь количества нового контента. В нынешнее время по-хорошему мне бы хватило 1-2 посещения в неделю, чтобы видеть все обновления. Исключения составляет одна-единственная тема: игры. Они требуют постоянного отслеживания. Хотя я - мальчик, а не девочка, я могу немного и расслабиться. Но с учетом того, что игры всё чаще теперь заявляются вне рпг-бай... В конечном итоге живых активных людей на сайте всё меньше, старые потиху исчезают, новые приходят медленнее. В целом это отражение происходящего в РД, но со своими нюансами. Я вполне отдаю себе отчет, что по дизайну, по возможностям, сайт устарел. Современный интернет не таков. Мне лично возможностей этого движка в целом хватает, но я понимаю, что тех, кто пришел в интернет позже меня такой движок отталкивает сам по себе независимо от контента. Хотя вот недавно в разговоре Алеф сравнил возможности движка для заявления игры на рпг-бай и вконтакте и сравнение формально безусловно оказалось в пользу вконтакте. Однако - вот парадокс моего личного восприятия, среди игр заявленных вконтакте я пока не встретил той, которая бы использовала возможности движка так, чтобы это было удобно для меня-пользователя и эффективнее, чем здесь. Может это просто вопрос моей привычки, но изучать материалы вконтакте мне тяжелее, чем на рпгбае, а главное никогда нре знаешь, где именно сказано важное, а где - неважное. Да, команда портала рпгбай не развивает его. Это правда. Это в целом огромный минус для сайта, но внутри него скрыт один крошечный даже не плюс, а просто важный для меня нюанс. Ри-сообщество в целом и Рпгбай в частности чертовски демократичны. У команды портала нет приоритетов, взглядов или вкусов, которые они бы пытались насадить от своего имени. Каждый, пришедший на сайт, оказывается наедине с текущим составом РД и сам продвигает в нем свои проекты. Демократичен не значит добр. Разного рода "Раливухи" заслуженно получали камни в свои огороды. Порою и вполне нейтральные идеи получали довольно жесткую критику. Но я всегда напоминаю себе: наше хобби творческое и оно во многом состоит из совместной деятельности в свое удовольствие. Споры, разногласия, расхождения во вкусах, разные оценки одного и того же явления неизбежны. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что Вася хочет играть в догонялки, Таня в дочки-матери, а Венедикт в машинки, и порою эти дискуссии могут быть болезненными. Но всё в этих дискуссиях честно и равноправно. И я очень ценю эту демократичность. У меня есть свои предпочтения в ролевых играх, но я ценю рпг-бай за то, что там можно заявить и говорить о любых играх, которые могут называться ролевыми. Мои взгляды на то, что такое Ри за 20 лет менялись, но последние годы только в сторону расширения. Боюсь, именно такую позицию я бы очень хотел видеть от любой команды, курирующей любой ролевой портал. Охват максимальной аудитории, а не продвижение своих вкусов. Концентрация любых ролевиков (естественно, в рамках закона и приличий) и возможность найти единомышленников для своего ролевого проекта. Я все еще помню, как переживал по поводу возможной продажи рпг-бая несколько лет назад. Я безусловно являюсь сторонником одной центральной площадки. Мне тупо так удобнее: с утра обновить один сайт, узнать что нового случилось в РД за 1-2 клика мышкой, чем проползти по соцсетям, нескольким порталам и нескольким календарям. Прямо скажем, не для того мы придумывали и делали МЕНЕСКоны и не для того вкладывали свои силы в "не-наш" (в смысле собственности) рпгбай. Поэтому меня всяко огорчает нынешнее положение дел и я пока что стремлюсь поддерживать какую-никакую концентрацию людей и контента на существующем ресурсе. Мне нравится, что этом ресурсе можно высказывать различные мнения об играх. Собственно, появление инициативы "РИкбез" это конечно реакция на текущее положение дел в РД. Не могу гарантировать, что вторая волна материалов вообще появится (я надеюсь на это), но первая представляла базовые рекомендации для вновь приходящих в движение ролевиков. Мне жаль, если даже такие статьи могут вызывать ощущение что это мнения отдельных представителей белорусского РД, не учитывающие альтернативные мнения. Сам я не был сторонником использования викидвижка (я не понимаю как можно викидвижок использовать не для словарей-справочников-энциклопедий). Так или иначе, но уже сегодня мы можем дать новичку почитать больше, чем могли до старта этого проекта. Собственно, наша инициатива выползла из конкретной проблемы: новичок попросил матерого игрока объяснить ему что такое игры, какие они и как ним готовиться. И тут выяснилось, что есть только вот этот тред rpg.by/index.php?showtopic=8861 (спасибо за него Рэзору) и все богатство гугля, который предлагает нам положенный на бумагу зарубежный опыт. Статьи прошли вычитку большим количеством участников проекта и перед публикацией предлагались новичкам-тестерам. Это можно было сделать лучше? Наверняка да. Но я руководствуюсь тем же принципом, который озвучивал на последнем Закрытии: "я верю, что каждый пытался сделать как лучше. Даже если я с ним не согласен, я помню, что он хочет как лучше, равно как и я". За себя могу сказать, что мои уши и глаза всегда открыты и я готов выслушать любые правки от декоративных до концептуальных. И только так я вижу возможное сотрудничество в рамках РД: слушать все точки зрения, делать как считаешь правильным, не мешать другим делать иначе. Две статьи на одну тему? а почему нет, собственно, если не вышло договориться в рамках одной. Здесь наверное должен быть какой-то вывод. Закончу свои рассуждения так: давайте общаться, если нас что-то не устраивает. Давайте не скрывать друг от друга свои мысли, идеи, творческие и прочие зуды. Будет движуха - будет и движение. Как-то так. |
Комментарии [32] |
Написал Razor - 15:51 22 октября 2015 |
QUOTE Но с учетом того, что игры всё чаще теперь заявляются вне рпг-бай... Таки надо взглянуть правде в глаза. Одной из причин, почему это происходит сейчас, если не главной, является снобское отношение, которое было проявлено в свое время к проектам молодих и малоизвестных мастеров. Равно как и персональное поношение особо отличившихся, говносрачи, журнальные интернет-войны, нацистские врачи. |
Написал Свободный Шут Тьмы - 16:23 22 октября 2015 |
Razor +100500 |
Написал Heruer - 17:05 22 октября 2015 |
Razor на эту тему я не поленился выше написать целый абзац. QUOTE Одной из причин, почему это происходит сейчас, если не главной, является снобское отношение, которое было проявлено в свое время к проектам молодих и малоизвестных мастеров А я полагаю, что это лишь одна из причин, но вряд ли главная, и вот мои аргументы: 1. Персональный состав тех, кто заявляет свои игры вне ресурса. Далеко не все они сталкивались с тем самым снобским отношением. Часть из них вообще не зарегистрирована на нашем сайте. 2. Персональный состав хулителей и гонителей. На мой безусловно субъективный взгляд наиболее громкие снобы исчезли с сайта 3 сезона тому. 3. Хронологическое несовпадение. "Снобское отношение" имело место "в свое время", а игры в заметном количестве стали заявляться именно сейчас. (в те же годы вне ресурса заявлялись единичные проекты, по которым можно просто быть почти уверенным: да, по этим играм причина именно та, о которой ты говоришь, Рэзор. а вот мой абзац выше на эту тему: QUOTE Каждый, пришедший на сайт, оказывается наедине с текущим составом РД и сам продвигает в нем свои проекты. Демократичен не значит добр. Разного рода "Раливухи" заслуженно получали камни в свои огороды. Порою и вполне нейтральные идеи получали довольно жесткую критику. Но я всегда напоминаю себе: наше хобби творческое и оно во многом состоит из совместной деятельности в свое удовольствие. Споры, разногласия, расхождения во вкусах, разные оценки одного и того же явления неизбежны. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что Вася хочет играть в догонялки, Таня в дочки-матери, а Венедикт в машинки, и порою эти дискуссии могут быть болезненными. Но всё в этих дискуссиях честно и равноправно. Так что думается мне, что та атмосфера могла сильно отбить охоту заявляться тогда, 3-4-5 лет тому назад и сократить количество инициатив от молодых мастеров. Но конкретно сейчас сюда просто не доходят. Вообще не доходят до ресурса. |
Написал Razor - 17:32 22 октября 2015 |
Я хотел бы прояснить позицию. Количество контента на сайте зеркально отражает то, что сейчас происходит в движении вообще, а происходит это отчасти от того, что кто-то и когда-то в этом самом движении не задержался. Что же касается того, что сайт не развивается - техническая ответственность (дизайн, движок) лежит на одном человеке - администраторе, отнють не "команде портала рпгбай". Другое дело - наполнение контентом. Контент пишут все пользователи, и в особенности это должны делать модераторы, кроме контроля за базаром в виде цензуры и манипуляций с темами. Практически ВСЕ модераторы игнорируют эту часть своих обязанностей, активность проявляется только в настольных играх. С другой стороны, модераторство на этом ресурсе происходит на общественных началах, а контент временами не пишется просто потому, что его нет. Дневники же - суть личное пространство, за них отвечает только сам пользователь дневника. |
Написал Heruer - 17:52 22 октября 2015 |
QUOTE Количество контента на сайте зеркально отражает то, что сейчас происходит в движении вообще, а происходит это отчасти от того, что кто-то и когда-то в этом самом движении не задержался. Почти согласен. Только в целом это отражение более сложное. РД всегда было в той или иной степени сегментированным, были клубы, устойчивые группы, команды, тусовки и т.д. В прежние времена это не мешало рпг-бай при этом оставаться центральной и по сути единственной площадкой для заявления и продвижения игр и дискуссионной площадкой движения. Проще говоря, было время, когда человек. который есть в движении с 90процентной вероятностью есть и на рпгбай. Сейчас это не так. Можно быть в движении и даже не слышать о сайте. QUOTE Что же касается того, что сайт не развивается - техническая ответственность (дизайн, движок) лежит на одном человеке - администраторе, отнють не "команде портала рпгбай" В данном случае я умышленно говорю нейтрально и анонимно. Как-там распределяет обязанности хозяин сайта - так оно и есть. QUOTE и в особенности это должны делать модераторы, кроме контроля за базаром в виде цензуры и манипуляций с темами. Это твое мнение? Или это обычная практика для таких порталов? Или это действующее условие получения статуса модератора? И есть еще одно совершенно упущенное направление: продвижения сайта до конечных пользователей. Оно по факту тоже на общественных началах. И начала эти кажется загибаются. |
Написал Razor - 18:10 22 октября 2015 |
ИМХО QUOTE И есть еще одно совершенно упущенное направление: продвижения сайта до конечных пользователей. это и есть наполнение контента. Честно говоря, я уже и не помню, откуда именно это я знаю, но это и мое мнение и обычная практика для таких порталов и в свое время это было действующее условие получения статуса модератораupd. Перечитал с интересом вот эту дискуссию http://rpg.by/index.php?showtopic=13365 А ведь все могло загнуться еще 5 лет назад.... |
Написал Heruer - 18:23 22 октября 2015 |
ну... - создать контент - опубликовать контент - рассказать всем, что он опубликован вот там то это все-таки три операции. а не одна. И если первая и вторая вместе сливаются просто автоматически, то третье это имхо немного другое. Хотя возможно во мне говорит профессиональная деформация. И в хобби, и в работе я часто наблюдал созданный контент, о котором никто не знал ![]() О модерации. Хм. Занятно. ну, я лично модерировал раздел связанный с МЕНЕСконом в годы своей сопричастностью к созданию МЕНЕСКонов. Я безусловно публиковал там новый контент, созданный не всегда мною... /Так. Заставить себя скопировать себе на веник кучу всего с журнальчиков./ |
Написал Шуррочка - 22:28 22 октября 2015 |
Скажу честно, я заявила на rpg только свою 9 игру. И то, нашлось очень много людей, которые спросили, зачем? Вплоть до того, что звонили и отговаривали. Еще во время первой моей игры я знала об этом ресурсе, но отказывалась проявлять себя. Причин было две и они неоднократно озвучивались в моем присутствии: 1) тебя все равно оскорблят, осудят, раскритикуют,даже если не на самой странице, то в дневничках. (пока меня ничего не задевало, ну разве что организуются какие-то совсем тайные сборища ради того, чтобы меня покритиковать). 2) до заявки здесь надо еще дорасти. И вот я росла... не скажу, что мои игры стали лучше. Некоторые проекты были действительно удачными. Но в один прекрасный момент я поняла: заявляя в ВК игру, я получу максимум 15 человек, причем большая часть из них будут новички. А практически 100 процентов из них будут мои друзья и знакомые. Заявляя здесь, я получаю заявки от людей, которых зачастую даже не видела. Нас уже объединяет не знакомство, а заинтересованность в теме/жанре/сеттинге. Вывод для меня прост: 1) если я хочу маленькую, уютную игру с людьми, которые не будут от меня ждать ничего сверхъестественного - только контакт, 2) если мне нужны в большом количестве хорошие игроки, заинтересованные в проекте, - rpg, 3) если при этом мне нужно выкладывать много фото-видео-аудио для вдохновения (так как здесь это не очень удобно и, пожалуй, главный минус для тех, кто разбалован удобствами соц. сетей) - и то, и другое |
Написал Heruer - 23:34 22 октября 2015 |
Шуррочка Спасибо за рассказ! QUOTE И то, нашлось очень много людей, которые спросили, зачем? Вплоть до того, что звонили и отговаривали. Еще во время первой моей игры я знала об этом ресурсе, но отказывалась проявлять себя. Причин было две и они неоднократно озвучивались в моем присутствии: 1) тебя все равно оскорблят, осудят, раскритикуют,даже если не на самой странице, то в дневничках. (пока меня ничего не задевало, ну разве что организуются какие-то совсем тайные сборища ради того, чтобы меня покритиковать). Это довольно мило ![]() Ну то есть такие риски и вправду существуют (хотя повторюсь, на мой субъективный взгляд наиболее быстрые и резкие критики отсюда исчезли), однако они в целом ээээ такие же как в принципе в жизни. Собственно этот сайт (как и весь интернет) - это просто проявление публичной жизни. Любое ваше действие может стать предметом обсуждения. Ну это я так воспринимаю. И описанные предостережения в моих глазах выглядят ддругим появлением того же явления, от которого якобы призваны предостеречь. P.S. есличо мое предложение поговорить про Амбогов все еще в силе ![]() |
Написал Шуррочка - 23:41 22 октября 2015 |
QUOTE P.S. есличо мое предложение поговорить про Амбогов все еще в силе Благодарю, жаль до сих пор не нашла на это времени( |
Написал Molly - 09:59 23 октября 2015 |
Шуррочка Не поверишь, мы тоже обсуждали, будут ли нас обижать за РИкбез пользователи рпгбая. ![]() ![]() QUOTE Это можно было сделать лучше? Наверняка да. Все, кто молча считает, что можно сделать лучше, идут в сторону плодотворного сотрудничества. |
Написал Heruer - 10:09 23 октября 2015 |
Ну так каким бы ни был человек, опытным или новичком, страмым или молодым, но он любит, когда его хвалят и не любит, когда его ругают ![]() |
Написал Bloodroad - 10:46 23 октября 2015 |
А ругать тоже можно по разному ![]() ![]() |
Написал Heruer - 12:10 23 октября 2015 |
Золоту середину в применении "ругани" найти непросто. И оценить размах последствий. Что часть игр, часть посетителей, часть контента мы потеряли из-за недружелюбной атмосферы - это факт. Но вот какую, мне сказать сложную, хоть и не думаю, что очень большую. И не думаю, что этот фактор продолжает работать в активном состоянии в текущем 2015 году. Ну и повторюсь, хоть я и противник резких поворотов, откровенной ругани, оскорблений и незаслуженных, немотивированных негативных оценок, все же это просто жизнь, просто присутствие в публичном пространстве. Если вы что-то делаете публично, будьте готовы, что это станет поводом для обсуждения. Это жизнь. Так будет и вне рпг-бай. Зато вот (как видно со слов Шуррочки) в текущем 2015 существует живая агитация против присутствия на едином портале. Это уже не первый раз я слышу о таком явлении. И это мне кажется не слишком продуманной позицией. Игры по приглашениям, игры для своих друзей, игры камерные - это было и будет, это нормально и здорово. Сегментация движения - это тоже совершенно нормально. Ненормальны препятствия в коммуникации. Нам очень желателен здоровый обмен опытом. |
Написал Razor - 12:48 23 октября 2015 |
QUOTE на мой субъективный взгляд наиболее быстрые и резкие критики отсюда исчезли Наиболее быстрые и резкие вдруг переквалифицировались в адекватных и позитивных людей. Но, как говорится, помним любим скорбим. Только Мирус успевал почикать днявочки до того, как сохранялись логи. |
Написал Bloodroad - 12:49 23 октября 2015 |
Путь эволюции - агрессивная среда ![]() ![]() |
Написал Гуру - 13:21 23 октября 2015 |
Я тоже думаю, что волков бояться - в лес не ходить. |
Написал Heruer - 14:06 23 октября 2015 |
Bloodroad Это верно. Только такая эволюция способствует выживанию наиболее выносливых и сильных. А нам нужны наиболее талантливые и креативные в хорошем смысле слова. эффект что называется по итогу косвенный. Razor QUOTE Наиболее быстрые и резкие вдруг переквалифицировались в адекватных и позитивных людей. Субъективно, как я уже говорил. Мой персональный топ три отсюда реально исчез. Нет, имена не назову ![]() |
Написал Bloodroad - 14:22 23 октября 2015 |
Мне всегда казалось, что когда силу и выносливость разделяют (а порой и протвиопоставляют) с богатым внутренним миром, это так называемый случай самообмана с целью убедить себя в желаемом, типа "я конечно хилое неспособие, зато ниописуемо талантлив и креативен" ![]() ![]() Какая мне лично польза от таланта который тихенько в уголке свои гениальные мысли думает, а предъявить по различным причинам стесняется? |
Написал Razor - 14:24 23 октября 2015 |
Гуру Bloodroad Я вот тоже так считаю. Но люди реально боятся и анально огораживаются. |
Написал Bloodroad - 14:26 23 октября 2015 |
Так Рэзор, я и веду к тому что склонный к анальному огораживанию человек, какимбы он хорошим в душе не был, вообщемто что есть, что нет его в этом хобби ![]() |
Написал Alef - 15:12 23 октября 2015 |
Эволюция не всегда оставляет самые совершенные формы жизни. Взять хотя бы утконоса. |
Написал Bloodroad - 15:25 23 октября 2015 |
Не посопоришь ![]() ![]() ![]() |
Написал Alef - 16:48 23 октября 2015 |
Понимаешь, на форуме остались не те кто лучше всех делает игры, а те, кто лучше всех выживает на форуме. |
Написал Heruer - 18:25 23 октября 2015 |
Alef вот и я о том же, да |
Написал Bloodroad - 20:08 23 октября 2015 |
Когда мне доведётся поиграть в хорошую игру от человека, который не появляется на этом форуме, я возможно с вами в чёмто соглашусь ![]() ![]() |
Написал Noiseless - 20:16 23 октября 2015 |
Вообще, разве кто-то из делающих игры людей ушел с форума и стал заявлять игры на другой площадке? |
Написал Heruer - 20:57 23 октября 2015 |
наверное примеров, чтобы человек одновременно: 1) ранее заявлял игры на форуме 2) стал заявлять их вне форума 3) при этом на форуме более не заявляет я не готов привести. все возможные комбинации двух пунктов мне известны. |
Написал Guilleaume - 21:01 23 октября 2015 |
На форуме остались те, кто лучше всех делает игры. |
Написал Razor - 23:22 23 октября 2015 |
Так или иначе, для движухи на форуме одних арийцев недостаточно. Нужны еще негры и монголоиды. |
Написал Сталкер Минский - 11:04 24 октября 2015 |
На форуме остались те, кто хочет и может удовлетворять текущий спрос. Все это "лучше-хуже" это уже субъективно. Во многих случаях прогрессом и не пахнет, иногда даже наоборот, но игрокам нормально. Вообще я не знаю даже, насколько применимы к ролевым играм принципы эволюции. Это же некоммерческие мероприятия, у нас во всяком случае, все держится только на творческом зуде мастера, который заставляет его делать игры. Что еще, кроме морального удовлетворения, можно получить от мастерения игры? Почет и уважение? Игры это изначально совершенно непрактическая штука, которая делается только ради фана, можно сказать, вершина пирамиды Маслоу. Но не в этом суть. Суть в том, что несмотря на то, что РПГ.бай в свое время сыграл очень важную роль по консолидации ролевого сообщества, и традиция белорусских ролевых игры существует в основном здесь, он так и не стал чем-то большим, чем просто форумом где заявляют игры и где можно в днявочках потрындеть про политику, про то какой Вася мудак или там еще о чем-то. Теории как не было, так и нет. Мастер-классов и проектов по антуражу нет. Ну и их в принципе никогда и не было. Если что-то и пишешь по конструктиву, два-три коммента и тишина, иногда вообще никто ничего не пишет. Факт в том что большинству людей в существующем РД контент создавать неинтересно. Так что по сути РПГ.бай информационной площадкой в данный момент не является. Что касается проекта Рикбез, то это безусловно полезно, но статьи для новичков - это только первый этап. Дальше нужно переходить к теории, аналитике и обобщениям, чтобы был какой-то пул идей и подходов, иначе опять все заглохнет. Нужно сделать полезную базу знаний, которая была бы актуальна и за пределами РПГ-бай - в альтернативных тусовках, в России и так далее. ФАК в принципе и раньше был, его Резор написал еще году в 2006-ом кажется, другое дело что он был не в самом удобном формате, был ограничен опытом автора, и не особенно пиарился. Пиар тоже на мой взгляд очень важен, например, было бы хорошо почистить стартовую страницу сайта от неактуальных ссылок и добавить в шапку большую и заметную ссылку на проект. Ну и, возможно, оставить Рикбез как бренд ФАКа для новичков, а базу знаний обозвать как-то иначе. |
Написал Alef - 11:22 26 октября 2015 |
Интернет опрос показал, что интернетом пользуются 100% населения. |
mJournal © 2003-2008 by UriSoft |