
Модератор
|
Немного введения в суть дела:
QUOTE "Душа человека – это истинная частица Бога". Так утверждает книга "Тания", основополагающий труд хасидизма ХАБАД. Ту же мысль мы можем найти и в других величайших произведениях еврейской религиозной мысли. Однако на протяжении тысяч лет существования еврейской религии людей беспокоили вопросы: Если Всевышний добр, то откуда зло в мире? Если душа – это часть Бога, который безгрешен, то как же люди, обладатели души, могут грешить? Изучением этих вопросов занималась Каббала, а именно тот ее раздел, который изучает "клипот" – силы нечистоты, "скорлупу" материального мира. И хотя в Талмуде, в трактате "Хагига" говорится, что запрешено спрашивать "ма лемата" – "что внизу" (имеется в виду мир "клипот", еврейские мистики значительно преуспели в решении этих вопросов. Начнем сразу со второго (по-еврейски, с конца к началу). Почему грешат люди – обладатели безгрешной души? Конечно, они бы этого никогда не делали, если бы не "категоры" – ангелы-обвинители (это те, кто в европейской мистике называются демонами). Их задача – обвинять евреев перед Всевышним. Для этого они провоцируют еврея на нарушение заповедей, на время затемняя перед его духовным взором видение Бога. Потому они и называются "клипот" – оболочки. Но каково же происхождение самих клипот? Каббала объясняет это таким образом. Для того, чтобы создать мир, Всевышнему пришлось "ужаться" – создать такое место, где бы его присутствие было не так концентрировано (конечно, все это слова следует понимать в переносном смысле – мы говорим о вещах, существующих только на духовном плане). На освободившемся месте был создан мир Ацилут – высший духовный мир... Затем еще серия сжатий – и появился наш грубый, материальный мир, именуемый в Каббале Асия (от ивритского слова "лаасот" – делать). Пропасть между мирами духовными (коих три) и миром материальным – огромна. Соответственно, требуются огромные силы сжатия, чтобы материальный мир не вернулся бы в свое первоначальное состояние – не "растворился" бы в Боге. Эти силы и есть "клипот". Вам кажется, что они выполняют негативную функцию, скрывая Бога от нашего мира? Отнюдь. Таково было желание Всевышнего – чтобы обитатели этого мира имели свободную волю. Причины же желания узнать невозможно – как говаривал первый Любавичский ребе, "ло шоалим шаалот аль тайве", не спрашивают вопросов о причинах желания. Хотя в принципе понять можно – говорится в еврейской философии, что "эйн мелех бло ам", "нет царя без народа". Для того, чтобы реализовать свою категорию "царя", Всевышнему потребовался кто-то, кто бы ему поклонялся. В духовные и один материальный мир "энергия" от Бога поступает по десяти каналам, именуемым "сфирот" (это не от слова "сфера", а от слова "миспар" – число). Однако материальный мир так тяжело удержать от распада, что к "клипот" энергия поступает по 11-ти каналам! Эти каналы называются "антисфирот". Если каналы-сфирот носят имена качеств Бога ("Милость", "Суровость", то каналы-антисфирот называются по именам сил, персонофицирующих отделение человека от Всевышнего. И это тайна того, что благовония, которые воскурялись в Иерусалимском Храме, состояли из 11-ти компонентов – для того, чтобы нейтрализовать злотворное действие 11-ти антисфирот. Считается, что сфирот и антисфирот связаны друг с другом аналогом "закона сохранения энергии" – количество полной "энергии", посылаемой от Бога, постоянно, и антисфирот могут забирать свою энергию только от сфирот. Когда отбор энергии слишком велик, то происходит явления, именуемое "эстер паним" – "сокрытие лика". При этом присутствие Бога в материальном мире практически не ощущается. Погромы, катастрофы, ужасные стихийные бедствия – все это проявления "эстер паним", "сокрытия лика". Кроме этого, в еврейской демонологии фигурируют так называемые "мал'ахей-хабала", "ангелы-мучители". Это те ангелы, которые подвергают мучениям грешные души в аду (ад, согласно, еврейским представлениям, имеет довольно сложную структуру).
"Тысяча лет в долг" Д. Клугера и А. Рыбалка
|